Турция

Эргюль: Имралы — тревожный прецедент, который влияет на права всех заключенных

Адвокат Ренгин Эргюль подчеркнула необходимость оказать общественную поддержку наряду с юридическими усилиями по борьбе с привычной для турецкого режима практикой тюремной изоляции.

Ренгин Эргюль убеждена, что обращение с политзаключенными, которые содержатся в тюрьме на острове Имралы, установило тревожные стандарты для новых тюрем строгого режима по всей Турции. 5 марта Эргюль, представительница Ассоциации юристов за права и свободу (АЮПС), побеседовала с корреспондентом JinNews Мелек Авджи, раскритиковав отказ Европейского комитета по предупреждению пыток (ЕКПП) посетить тюрьму на острове Имралы, где содержится Абдулла Оджалан.

Эргюль добавила, что ЕКПП должен направить свои усилия на то, чтобы заставить турецкие власти действовать, а не умиротворять их, и что комитету не следует скрывать информацию о том, что видели его делегаты на острове, от общественности.

Собеседница JinNews отметила, что ЕКПП не смог выполнить свои задачи в ситуации, когда турецкие власти намеренно бездействуют. «В ответ на бездействие Турции мы видим, что ЕКПП не смог найти решение и не выполнил свою роль, – отметила она. – Они опубликовали список тюрем строгого режима, которые они посетили, и оказалось, что почти все эти недавно открытые тюрьмы созданы по образцу учреждения на Имралы». Эргюль добавила, что эта модель изоляции создает тревожный прецедент для обращения с заключенными в других тюрьмах страны.

Она также коснулась пределов юридической борьбы в таком крайне политизированном международном вопросе, как тюремное заключение Оджалана. «Общественная поддержка должна быть широко распространенной, от парламента до улиц», – подчеркнула Эргюль.

На сегодняшний день ЕКПП утверждает, что его делегаты не посетили остров Имралы в ходе недавнего визита в страну из-за препятствий со стороны Турции; комментируя этот факт, Эргюль заявила, что легитимность Комитета вызывает сомнения.

Абдулла Оджалан содержится в изоляции уже 26 лет, и более 36 месяцев от него и других заключенных Имралы не поступало никаких известий. Попытки адвокатов из бюро «Асрин» встретиться с самим Оджаланом и другими клиентами, отбывающими сроки в той же тюрьме, постоянно отклонялись. За это время политзаключенные бойцы РПК и Партии свободных женщин Курдистана (ПСЖК) объявили протестную голодовку, требуя свободы для Оджалана и решения курдского вопроса. Этот протест продолжается уже 107-й день.

Эргюль раскритиковала бездействие ЕКПП во взаимоотношениях с Турцией, добавив, что Комитет должен побуждать государства действовать, а не скрывать информацию от общественности. Юрист призвала к прозрачным и независимым оценкам со стороны международных органов, особенно в случаях серьезных нарушений прав человека, подобных ситуации, сложившейся на Имралы.

Коснувшись возможностей борьбы с изоляцией, Эргюль высказалась за согласованные усилия всех общественных механизмов: «Если бы в заключении оказался ваш родственник и вы не получали никаких вестей от него более 36 месяцев, разве во всей Турции нашелся бы кто-нибудь, кто не потребовал бы справедливости?».