Деде: режим на Имралы влияет на все тюрьмы и общество

Юрист Юмит Деде считает, что с изоляцией на Имралы нужно бороться, пользуясь не только средствами, которые предоставляет право, но и социальными.

Бессрочная посменная голодовка протеста, начатая политическими заключенными 27 ноября с требованием прекратить изоляцию курдского национального лидера Абдуллы Оджалана и ликвидировать непрестанные нарушения прав заключенных во всех тюрьмах, продолжается. Сегодня 22-й день акции, голодают пятые по счету группы узников.

Юмит Деде, сопредседатель ДПН (Демократической партии народов) по вопросам права и прав заключенных, призвал к выполнению требований находящихся в заключении людей.

Деде напомнил о протестной голодовке, начатой сопредседателем КДО (Конгресса демократического общества) Лейлой Гювен в ноябре 2018 года. Эта голодовка продлилась около 200 дней, и требованием также было прекратить изоляцию курдского национального лидера Абдуллы Оджалана. Деде отметил, что протестные голодовки 27 ноября, к которым снова прибегли заключенные, начались потому, что власть не выполнила своих обещаний.

В условиях пандемии это может иметь последствия

Последствия могут быть пагубными, особенно в условиях пандемии, говорит Деде. Тем временем правительство продолжает пользоваться практиками, которые противоречат предостережениям международных правовых институтов и организаций здравоохранения.

Деде говорит следующее о нарушениях прав и трудностях узников тюрем: «Амнистия из тюрем открытого типа в исполнение дискриминационного, провоцирующего неравенство закона сочеталась с проблемой недостаточных поставок питания заключенным. Следовало увеличить и время пребывания на открытом воздухе и время, отводимое для спорта, но вместо этого правительство его урезало. Сверх того, нужно было упростить доступ к медицинским услугам, но больным и тяжело больным заключенным стало труднее добраться до больницы и вернуться оттуда в тюрьму, что создало серьезные проблемы для их здоровья в условиях карантина.

Мы знаем, что тяжело больные заключенные не могут самостоятельно заботиться о своих нуждах. Узников вынуждали воздерживаться от посещений больниц из-за условий карантина. В тюрьмах не позволяют распространять газеты. У заключенных конфискуют даже радио».

Связь между двумя требованиями должна быть понята верно

Деде напомнил, что в 2020 году, по информации турецкой АПЧ (Ассоциации прав человека), в тюрьмах умерли 46 заключенных, а условия жизни оставшихся заключенных значительно ухудшились вследствие нарушений их прав.

Юрист подчеркнул, что связь между изоляцией, в которой находится национальный лидер народа курдов Абдулла Оджалан, и вторым требованием голодающих заключенных «прекратить нарушения прав в тюрьмах», озвучиваемых во время волны протестных голодовок, должна быть понята верно: «С тех пор, как господин Оджалан оказался в островной тюрьме, он столкнулся с режимом исполнения наказаний, не определенным в законодательстве. Де факто это система изоляции, которая со временем начала распространяться по всем тюрьмам. Нарушения прав заключенных стали встречаться во всех тюрьмах, и фактически они имеют связь с нарушениями на Имралы. Большая часть нарушений, из-за которых заключенные рискуют жизнями, введена на Имралы.

Такие практики, как дисциплинарные наказания, наступление на право проводить время под открытым небом, видеться с адвокатом и семьей… Эти практики, начавшиеся в тюрьме на Имралы, постепенно распространились по всем тюрьмам и, конечно же, стали причиной, по которой заключенные устраивают протестные голодовки. Заключенные отчетливо понимают, что режим тюрьмы на Имралы не имеет ничего общего с законом, что любому узнику невозможно получить защиту закона. Следовательно, нарушение прав одного человека должно быть причиной для акции само по себе. Режим исполнения наказаний, введенный в тюрьме на Имралы, влияет на все тюрьмы и все общество весьма конкретным образом. Потому требования прекратить изоляцию на Имралы и незаконные практики в тюрьмах переплетаются и взаимосвязаны».

Деде подчеркнул, что с изоляцией на Имралы нужно бороться, пользуясь не только средствами, которые предоставляет право, но и социальными. Он призвал выполнить требования участников протестных голодовок.