ДПН: «дело Кобани» – предлог для ликвидации нашей партии

Представители ДПН заявили, что так называемое «дело Кобани» тесно связано с делом о ликвидации партии и служит лишь предлогом для политических репрессий.

Официальные представители ДПН (Демократической партии народов) по иностранным делам Фелекнас Уджа и Хишияр Озсой прокомментировали судебный процесс по «делу Кобани» в официальном заявлении:

«Дело Кобани началось в 2020 году. Подсудимыми в рамках этого процесса стали 108 человек, включая бывших сопредседателей ДПН Селахаттина Демирташа и Фиген Юксекдаг, нынешнюю сопредседательницу Первин Булдан, нескольких нынешних и бывших депутатов и мэров от ДПН, а также всех членов Центрального исполнительного совета партии, занимавших свои должности в 2014 году. Это дело было инициировано всего через две недели после того, как Большая палата Европейского суда по правам человека вынесла окончательное решение, требующее немедленного освобождения нашего политика Селахаттина Демирташа, и стало ответным ударом. Обвинительное заключение по этому процессу содержит отсылку к сообщению в Твиттере, опубликованному ДПН 6 октября 2014 года. Это сообщение призывало к демократическим протестам в знак солидарности с жителями Кобани, курдского города на севере Сирии, которые боролись против нападений террористических формирований ИГИЛ*, а также против блокады города турецким режимом. Обвинение требует, чтобы все подсудимые были приговорены к высшей мере наказания – пожизненному заключению при отягчающих обстоятельствах (без права на условно-досрочное освобождение) за «покушение на единство государства и целостности страны» и «преднамеренное убийство» людей, погибших во время протестов. Сейчас семнадцать политиков содержатся в предварительном заключении в рамках этого процесса.

Однако, «дело Кобани» тесно связано с уголовным делом, возбужденным против ДПН, в итоге которого партии грозит полный запрет. Процесс о Кобани стал всего лишь предлогом. Обвинение основывается по большей части на якобы имевших место роли и ответственности ДПН за человеческие жертвы – людей, погибших во время протестов в 2014 году. Следует подчеркнуть, что Большая палата ЕСПЧ уже рассмотрела подобные обвинения в деле экс-главы ДПН Селахаттина Демирташа и пришла к выводу, что ни сам Демирташ, ни партия не несут никакой ответственности за эти смерти.

Когда началось первое слушание, оказалось, что состав судебной коллегии изменился. В первый день слушаний зал суда был заполнен сотрудниками правоохранительных органов, и правоохранители сидели даже в секциях, отведенных для адвокатов. Пока шло разбирательство, председатель суда был отстранен от должности – его отправили под домашний арест, так как ему выдвинули обвинения в членстве в преступной организации. На сегодняшний день суд успел принять множество решений, которые напрямую нарушают или даже отрицают право обвиняемых на защиту, а значит, и право на справедливое судебное разбирательство. Эти незаконные решения включают тот факт, что слушания продолжаются в течение двух недель без перерыва, противоречивые секретные показания свидетелей, и кратчайший срок – всего лишь один день, – который обвиняемые и их адвокаты имели для подготовки к защите. Также суд принял решение отправить материалы дела прокурору для составления замечаний obiter dictum, даже не допросив обвиняемых, включая бывших сопредседателей партии Юксекдаг и Демирташа.

24-е слушание этого процесса состоялось 14 апреля в 22-м уголовном суде Анкары, специализирующемся по тяжким уголовным преступлениям. На этом слушании, еще до завершения допросов курдских политиков, суд попросил прокурора представить свое окончательное заключение. В результате подсудимые политики покинули зал суда вместе со своими адвокатами. Прокурор зачитал вслух заключение против обвиняемых на 5 000 страниц, и это заняло восемь часов. Обвинение проигнорировало все доказательства в пользу подсудимых, которые были приобщены к делу. Прокурор намеренно исказил доказательную базу и открыто заявил, что фактически подготовил политизированное заключение, проигнорировав все аргументы защиты. Обвинение потребовало пожизненного заключения с отягчающими обстоятельствами для всех подсудимых, включая бывших сопредседателей Селахаттина Демирташа и Фиген Юксекдаг, в связи с их предполагаемым участием в протестах в поддержку Кобани, состоявшихся в 2014 году. Сторона обвинения также потребовала выдать ордера на арест 12 человек из числа 108 проходящих по делу, представших перед судом, находясь на свободе, и оставить под стражей политиков, которые уже находятся в заключении. Следующее слушание назначено на 3 июля 2023 года. В рамках этого заседания обвиняемые и их адвокаты смогут выступить с ответной защитой, чтобы прокомментировать окончательное заключение прокуратуры».

* - террористическая организация, запрещена в РФ