105 адвокатов обратились в юридическую коллегию Амеда по поводу изоляции Оджалана

Отделение Ассоциации юристов за права и свободы (АЮПС) сделало заявление по поводу полной изоляции курдского лидера Абдуллы Оджалана в островной тюрьме на Имралы.

Представители АЮПС обратились в коллегию адвокатов Амеда (Диярбакыра) с просьбой принять меры в этой вопиющей ситуации.

Отделение АЮПС в Амеде (Диярбакыре) провело пресс-конференцию, выразив обеспокоенность положением курдского лидера Абдуллы Оджалана. С февраля 1999 года Оджалана держат в абсолютной изоляции, без права на переписку и любое общение с внешним миром в тюрьме на острове Имралы в Мраморном море. С марта 2015 года в заключении на этом же острове оказались Хамили Йылдырым, Омер Хайри Конар и Вейси Акташ.

Теперь множество адвокатов собрались на пресс-конференции, в ходе которой сопредседатель местного отделения АЮПС Мухаррем Шахин зачитал следующее заявление:

«Все соответствующие учреждения и органы власти, в первую очередь адвокатские ассоциации, Союз турецких ассоциаций адвокатов и Министерство юстиции нашей страны, должны отнестись к проблеме со всей деликатностью и выполнять свои обязанности, чтобы положить конец изоляции в закрытой тюрьме строгого режима типа F на Имралы. Сегодня необходимо снять запрет на посещение адвокатов и обеспечить безопасные условия работы для защитников содержащихся на Имралы узников. Заключенные должны свободно пользоваться правами, предусмотренными национальным и международным законодательством».

Тюрьма на острове Имралы была построена специально для Абдуллы Оджалана в феврале 1999 года и функционирует вопреки национальному и международному законодательству; она имеет исключительный статус, и практики, принятые в этом пенитенциарном учреждении, не укладываются в рамки правовых норм. Г-да Хамили Йылдырым, Омер Хайри Конар и Вейси Акташ, которые содержатся в той же тюрьме, что и г-н Оджалан, также были вынуждены существовать в условиях крайней изоляции с отягчающими обстоятельствами с того самого дня, как попали в стены Имралы.

С 27 июля 2011 года адвокаты г-на Абдуллы Оджалана практически не могли навещать его на сколько-нибудь постоянной основе, за исключением нескольких встреч, состоявшихся в мае-августе 2019 года. С 2014 года г-н Оджалан получил возможность лишь нескольких свиданий со своими родственниками. На этот момент он смог сделать два телефонных звонка. Его последняя телефонная беседа с братом состоялась 25 марта 2021 года и очень быстро прервалась. С 25 марта 2021 года с Оджаланом не было никакой связи, от него не поступало вестей.

Оджалан не может пользоваться даже самыми базовыми юридическими правами. Несмотря на четкие положения уголовных процедур, действующих в Турции, все просьбы о встрече с ним отклоняются абсолютно незаконным образом. Правовые нормы – это общие нормы, они применимы ко всем. Ограничение или невыполнение этих положений в ущерб неким группам населения и лицам противоречит не только национальному и международному законодательству, но и принципу равенства как таковому. Г-н Оджалан имеет те же права, что и осужденные, отбывающие сроки в других тюрьмах. В противном случае нельзя говорить ни о принципе равенства, ни о верховенстве закона. Люди, которые в норме наиболее привержены правовому порядку, – практикующие юристы и те, кто занимают административные должности. Однако, очевидно, что в нынешних условиях именно правоохранительные органы и тюремная администрация допускают наиболее серьезные правонарушения.

В свете вышеупомянутых фактов, профессиональная и гуманитарная обязанность всех соответствующих учреждений и органов власти, в первую очередь адвокатских коллегий, Союза турецких ассоциаций адвокатов и Министерства юстиции, заключается в выполнении ими своего долга. В их обязанности входит прекращение изоляции в закрытой тюрьме строгого режима типа F на Имралы, устранение запрета на посещение заключенных их адвокатами и обеспечение возможностей для адвокатов исполнять свой долг в условиях безопасности. Сделать это необходимо путем предоставления заключенным прав, предусмотренных внутренним и международным законодательством».

Шахин добавил, что АЮПС обратилась в коллегию адвокатов Амеда с просьбой принять меры против изоляции вместе со 105 адвокатами, обеспокоенными ситуацией курдского лидера и других узников Имралы.