Молчание позорно!

Как сказал ирландский депутат Бобби Сэндс, погибший во время голодовки в тюрьме 1 марта 1981 года, «нашей местью будет смех наших детей».

«Шинн Фейн посылает солидарность и поддержку курдскому народу. Мы хотим, чтобы вы знали: мы будем твердо стоять на вашей стороне, как и вы стоите на нашей».

Курдский народ и народы мира, разделяющие подобную судьбу, проявляют дух революционной солидарности при каждом удобном случае. Среди партий, поддерживающих курдов, Шотландская национальная партия (ШПН), валлийская «Плайд Кимру» и ирландская Шинн Фейн. Имам Шиш проводит голодовку в Ньюпорте, Уэльс, в течение 115 дней. Плайд Кимру отнеслась к его борьбе, как будто она является их собственной, и приняла участие в этом процессе.

Шинн Фейн в Ирландии также продемонстрировала большую поддержку. Причина, по которой Шинн Фейн так близко к сердцу принимает курдский вопрос, заключается в том, что ирландский народ прошел через аналогичные процессы. Молодой ирландский революционер Бобби Сэндс и 9 его товарищей погибли во время голодовки, которую он начал в тюрьме Мейз 1 марта 1981 года. Подобно тому, как Лейла Гювен была избрана в парламент из тюрьмы, Бобби Сэндс также был избран в парламент Великобритании, когда завершил первый месяц своей голодовки. Он погиб через 25 дней после избрания.

Член Европарламента от Шинн Фейн Мартина Андерсон дала интервью газете «Ени Озгур политика», в котором, в частности, идет речь и о бессрочных голодовках, направленных на прекращение изоляции Абдуллы Оджалана.

– Как курдская борьба видится из Ирландии? Вы находите сходство между курдами и ирландцами?

– Ирландские республиканцы и ирландский народ испытывают то же общее чувство солидарности по отношению к истории курдского сопротивления, что и курды по отношению к нам в Ирландии.

Наша борьба является схожей и ведется с аналогичной целью – достижение самоопределения и права на демократическое решение нашего собственного будущего. Оба наших движения выступают за проведение обязательного референдума по вопросу о нашем Конституционном будущем и праве на самоопределение, который будет отражать демократическую волю народа.

Мы испытываем глубокую боль в связи с делом Абдуллы Оджалана, поскольку политика изоляции, проводимая в отношении него турецким режимом Эрдогана, очень похожа на ту, которая использовалась против ирландских республиканцев во время конфликта репрессивными британскими оккупационными силами.

Как два антиистеблишмента, два представителя антикапиталистической и антиимпериалистической борьбы, мы твердо поддерживаем друг друга в борьбе за самоопределение.

– После длительного конфликта проблемы Ирландии были решены мирно, за столом переговоров. Курдское движение тоже борется за мирное и демократическое решение, но турецкое государство игнорирует его и настаивает на военном решении. Как вы интерпретируете 40-летний конфликт между курдским движением и турецким государством?

– Шинн Фейн считает, что цели нашей борьбы за самоопределение могут быть достигнуты только мирным и демократическим путем, при этом мирные переговоры оказались решающими для прекращения конфликта в Ирландии. Однако борьба за самоопределение в Ирландии продолжается в политической сфере.

Продолжающийся конфликт в Сирии используется противниками курдов для яростного нападения на народ, который защищает свою автономию и свои права.

Курдские бойцы в Отрядах народной самообороны (ОНС) являются проверенным щитом против распространения ИГИЛ. Они храбро сражались, полагаясь на свои собственные скудные ресурсы, защищая гражданских лиц в северной Сирии и Ираке. Они стали основной силой, ответственной за освобождение огромных территорий, которые ранее находились под контролем ИГИЛ.

Мы понимаем, что турецкое государство выступает против попыток курдских движений добиться законного, мирного и демократического решения курдского вопроса. Для достижения справедливого и прочного мира турецкое правительство должно освободить Абдуллу Оджалана, который содержится в тюрьме на острове Имрали, – он является твердым сторонником и главным архитектором мирных инициатив.

Турецкое правительство должно также признать, что любое урегулирование сирийского конфликта путем переговоров должно предусматривать мир и справедливость для курдов, в том числе в Турции.

– Вы провели в тюрьме почти 14 лет, с вами и вашими товарищами обращались очень плохо. Вы тоже долгое время находились в изоляции. Как вы определяете изоляцию?

– Я рассматриваю изоляцию как инструмент тюремной системы, применяемый для того, чтобы попытаться сломить дух участников сопротивления. Однако наши враги не понимают, что нас нельзя сломить. Это лучше всего определил член парламента Бобби Сэндс в своих работах, написанных в тюрьме в 1981 году. Он писал: «У них нет ничего во всем их имперском арсенале, что может сломить дух одного ирландца или ирландки, которые не хотят быть сломленными».  То же самое относится и к нашим товарищам в Курдистане.

Или, как однажды написал другой ирландский республиканский доброволец, Майреад Фаррелл: «Ваш ум – ваше самое сильное оружие, потому что они не могут контролировать ваш ум, они не могут попасть внутрь него».

– Курдам хорошо известно о голодовке Бобби Сэндса и его товарищей. Вы были в тюрьме в то время и были свидетелем этого периода. Что вы можете сказать о "голодовках" как методе сопротивления и протеста?  Как вы оцениваете роль Лейлы Гювен, ведущей такую акцию?

– Курдский народ поддерживал ирландских республиканцев во время голодовки 1981 года. Мы также сегодня стоим вместе с курдским народом во время проводимых им голодовок во многих тюрьмах. Объявив голодовку и отказавшись от своей жизни в борьбе за самоопределение, страдая ради обеспечения того, чтобы будущие поколения могли жить в условиях справедливости и мира, вы приносите себя в жертву.

Я посетила депутата Лейлу Гювен в ее доме. Она была освобождена из тюрьмы в результате международного давления, но на довольно жестких условиях, и ее здоровье продолжает ухудшаться.

Лейла демонстрирует мужество и убежденность, а также силу своего характера и свою роль в качестве лидера сопротивления. Шинн Фейн выражает неизменную солидарность с Лейлой и теми, кто объявил голодовку, чтобы положить конец изоляции курдского национального лидера Абдуллы Оджалана.

Блаженны жаждущие справедливости!

– Как вы относитесь к борьбе курдских женщин в таком регионе, как Ближний Восток?

– Не может быть свободы без свободы женщин. На протяжении всей борьбы в Ирландии ирландские женщины-республиканки, как и курдские женщины, играли активную роль в революции и сопротивлении. Борьба курдских женщин много значит для меня, так как они продолжают сопротивляться турецкой политике криминализации. Курдские женщины, такие как Лейла Гювен, вносят свой вклад в изменение восприятия бесчисленным множеством людей бесценного вклада женщин в это дело. Констанция Маркевич, первый ирландский республиканский депутат-абстенционист, однажды заявила: «Первый шаг на пути к свободе – осознать себя ирландками. И не просто ирландками, а порабощенными ирландками, и бороться с удвоенной силой». То же самое относится и к вдохновляющей борьбе курдских женщин.

Как поется в одной ирландской повстанческой песне, «место женщины в революции!»

– Состояние здоровья Лейлы Гювен и других голодающих находится на критическом уровне. Европейские правительства молчат. Как вы оцениваете это молчание?

– Состояние Лейлы действительно критическое, но ее мужество и убежденность остаются нерушимыми, и я черпала из этого силы, когда навещала ее. Молчание против основных требований курдов со стороны как турецкого государства, так и европейских институтов позорно! Ему нет никакого оправдания перед лицом такой несправедливости – сделать это, значит встать на сторону угнетателя.

Шинн Фейн гордится тем, что твердо стоит на стороне курдов в их борьбе, и будет продолжать делать это. Мы привлекли внимание к делу Абдуллы Оджалана, Лейлы Гювен и к все более широко распространяющейся кампании голодовок – в Европейском парламенте, Брюсселе и Дублине, Вестминстере, Лондоне, Дейле, Дублине и на местных вахтах солидарности по всей Ирландии.

– Есть ли у Вас послание курдскому народу?

– Шинн Фейн передает свою солидарность и поддержку курдскому народу. Мы хотим, чтобы вы знали: мы будем твердо стоять на вашей стороне, как и вы стоите на нашей.

Я надеюсь, что курдский народ наберется сил от осознания того, что борьба за самоопределение носит межпоколенческий характер. Падриг Пирс однажды заявил: «Если наши действия не были достаточными, чтобы завоевать свободу, то наши дети добьются ее лучшими действиями».

Как сказал депутат Бобби Сэндс, «нашей местью будет смех наших детей».

Да здравствует международная солидарность!

Tiocfaidh Ar Lá [Наш день ещё придет].