Человеческие кости из массового захоронения в Мардине отправлены в Стамбул

Человеческие кости, обнаруженные в Даргачите, в провинции Мардин, были отосланы для исследования в Стамбул.

Жители селения Акьол района Даргачит провинции Мардин обнаружили массовое захоронение, содержащее останки десятков людей, в пещере у поселения Гульбиш. Предположительно, кости принадлежат курдам, которых похищали и убивали представители Разведывательной службы жандармерии (РСЖ) в девяностых годах прошлого века.

Родственники жертв «неустановленных убийц», проживающие в этом регионе, направили петицию в даргачитскую прокуратуру с целью провести идентификацию останков, обнаруженных в пещере. Турецкие солдаты и юристы мардинского отделения Ассоциации прав человека (АПЧ) прибыли в пещеру для изучения останков, которые в дальнейшем были отправлены для анализа в Институт судебной медицины в Стамбуле.

Ардал Кузу, один из правоведов, имеющих дело с даргачитской РСЖ, заявил: «Кости будут подвергнуты анализу. Мы подали заявление в прокуратуру Даргачита с целью установить, содержат ли кости образцы ДНК убитых в 90-х годах».

Истории исчезнувших тел и массовых захоронений являют собой краткую историю курдов, которых Турция воспринимала как предполагаемую угрозу её неограниченной власти, по крайней мере, со дня основания государства. Хотя смерть была всегда естественной составляющей курдской борьбы за свободу, характеризовавшейся циклами сопротивления и репрессий, курды не просто умирали в борьбе против антигуманных режимов, им даже отказывали в достойной смерти и достойном погребении. В частности, в 1990-х годах, когда война турецкого режима против Рабочей партии Курдистана (РПК), не гнушавшегося самых грязных методов, была особенно кровавой, исчезали тысячи людей – жители деревень, журналисты, политики, активисты, выступающие за права человека.

Насчитывается до 17 тысяч «исчезнувших» людей

Согласно оценкам, в этот тёмный период насчитывается до 17 тысяч людей, «исчезнувших» по вине неизвестных преступников. Их находили в могилах массового захоронения, в пещерах и на выведенных из эксплуатации заброшенных промышленных предприятиях, на свалках. Их находили утопленными в шахтах и ямах с кислотой, подобно тому, как это было в Аргентине, от людей избавлялись, сбрасывая их с военных вертолётов. Полиция или военные часто арестовывали этих людей в их собственных домах или же вызывали их в местные полицейские участки якобы для дачи показаний, а также просто задерживали на улице во время проверок. Очень часто это было последнее, что родственники пропавших могли узнать наверняка о судьбе своих родных. Большинство «убийств, совершенных неизвестными преступниками», можно отнести на счёт Разведывательной службы жандармерии (РСЖ). Это название секретной службы турецкой военной полиции, которая несёт ответственность, по крайней мере, за четыре пятых убийств в Северном Курдистане, при этом её существование отрицалось государством на протяжении многих лет. 

В случае со скелетами, обнаруженными в Даргачите, их также, предположительно, можно отнести к числу жертв РСЖ. Это место находится всего лишь в нескольких сотнях метров от деревни Алтымолук, где живёт Ифран Якут. Именно там он видел в последний раз своего отца 27 лет назад. Яхья Якут пошёл против системы и отказался действовать в интересах Турецкого государства в Курдистане. В результате он стал подвергаться преследованиям со стороны местных представителей протурецких вооружённых сил, ему несколько раз угрожали смертью. В сентябре 1993 года Яхья Якут отправился в Конью в поисках работы. Если бы он нашёл работу, он бы забрал с собой свою семью. Но Яхья Якут так и не достиг Коньи. Уже в Мидьяте, районе Мардина, микроавтобус, в котором он ехал, был остановлен. Группа людей, скрывавших свои лица белыми масками, вытащили его из автобуса. С тех пор о нём ничего не известно.

Не первое массовое захоронение в Даргачите

«В частности, как для сына «пропавшего без вести» человека, для меня особенно важно узнать судьбу убитых, чьи останки оказались найдены. Много людей в регионе знают о судьбе моего отца. Именно поэтому мне сразу же сообщили о том, что было найдено массовое захоронение, – заявил Ифран Якут информационному агентству «Фират». – Я сразу же отправился в пещеру и сделал фотографии. Я насчитал в этом месте как минимум 30 черепов, возможно, их было больше. Огромное количество людей исчезло в Даргачите в 1990-х годах. Это не первое массовое захоронение людей, найденное здесь».

В 2011 году Ассоциация по правам человека (АПЧ) составила карту, отметив 253 мест с останками 3248 пропавших без вести людей, которые были найдены в районе 21 курдского города. Многие из этих мёртвых были партизанами РПК, убитыми во время вооружённых конфликтов и после их пленения турецкой армией. Судьба большинства этих людей до сих пор остаётся неизвестной.

Массовые захоронения – это реальность кампании геноцида против курдов в Турции

Массовые захоронения – это давняя практика турецкой власти, стремящейся к неограниченному контролю над всем и вся, в войне против курдов в качестве ответа на их освободительную борьбу. В 1925 году, всего через два года после образования Турецкой Республики, духовное лицо Шейх Саид (Шейх Саид Пиран) и 47 его сотоварищей, которые подняли восстание против жестокой политики Турции, были казнены в Амеде (Диярбакире), в дальнейшем все они были захоронены в одной безымянной могиле. Двенадцатью годами позднее Саид Риза, главный идейный лидер и вдохновитель восстания в Дерсиме, его сын Разик Хусайн и пятего его друзей из Элязига были также казнены и захоронены в общей могиле, местонахождение которой остаётся неизвестным, как и в случае с захоронением Шейха Саида.

Мать, сбитая бронетранспортёром

Ифран Якут перенёс ещё один удар судьбы в 2018 году, когда его мать Суфия Якут была сбита турецким бронетранспортёром, в то время, когда она разговаривала с соседями перед своим домом в Даргачите. Она получила серьёзные травмы в виде перелома многих костей. В итоге она так и не сумела полностью восстановить своё здоровье, оставшись инвалидом на всю жизнь.