Преступления на оккупированных территориях и доклад ООН

Сопредседатель Автономной администрации северной и восточной Сирии Бадран Чия заявил, что множество военных преступлений и нарушений прав человека, совершенных бандами, аффилированными с Турцией, не были отражены в докладе ООН.

Прошел год с начала оккупации Турцией Сарекание и Гре Спи. Это преступление оставило за собой ужасные следы. Сообщается, что текущая ситуация гораздо серьезнее того, что отражено в докладе ООН.

Совет по правам человека ООН, которому адресовали жалобы на военные преступления в Африне, Сарекание и Гре Спи, закончил свое 45-е заседание вынесением ряда предварительных заключений.

Оценка нарушениям прав человека и военным преступлениям в Сирии была дана на сессии, начавшейся 14 сентября. На мероприятии был также представлен доклад международной независимой комиссии по расследованиям (ООН) в Сирии, которая осветила период с января по июнь 2020 года. Хотя турецкое государство не названо ответственным напрямую, доклад включил важные примеры военных преступлений на оккупированных территориях, которыми заправляют связанные с Турцией бандформирования. Доклад по Сирии был упомянут в важных проектах заключений, было также отмечено, что в Сирии, возможно, были совершены военные преступления. Подчеркивается, что Международный уголовный суд мог бы сыграть свою роль.

«оклад ООН неполон

Несмотря на все препятствия, чинимые турецким государством, организации Защиты прав человека Африна и Джизире сообщают, что доклад ООН очень слабо отражает реальную ситуацию. По информации указанных организаций, с предотвращением преступлений в Турции дела обстоят плохо, что дает основания предполагать потворство турецкого государства преступности или даже координацию этих преступлений.

Мы собрали информацию о ряде военных преступлений на территориях автономной администрации, оккупированных турецким государством и его партнерами – ИГИЛ*, «Аль-Нусрой» и бандформированиями Сирийской национальной армии. Мы также обратились к Бадрану Чия Курду, соруководителю Автономной администрации северной и восточной Сирии, с вопросами о докладе ООН в той части, где он касается оккупированных территорий, и недостатках этого доклада.

Банды ИГИЛ из Ирака расселились в Сарекание и Гре Спи

Представители автономного правительства сообщили, что около 300 тысяч жителей Сарекение и Гре Спи были вынуждены бежать из-за вторжения Турции, а организация защиты прав человека в Джизире предоставила международным организациям заявления и документы от 162 тысяч вынужденно перемещенных человек.

15 деревень езидских курдов были эвакуированы в Сарекание и его окрестностях. По задокументированной информации, было захвачено по меньшей мере 65 домов и других объектов недвижимости, принадлежавшей езидам, в деревнях Давудие и Хирбет Джамо были разрушены 80 домов, на месте которых возвели военные постройки.

Курдская пресса сообщала, что многие наемники ИГИЛ* состояли в бандах Сирийской национальной армии, когда те принимали участие в операциях вторжения в Сарекание и Гре Спи. Организация защиты прав человека в Джизире утверждает, что 400 иракских бойцов, членов ИГИЛ, были перевезены в Сарекание и Гре Спи, чтобы участвовать в боевых действиях, и еще около 1400 членов сирийских бандформирований вместе с семьями переехали на эти территории из Идлиба.

Было использовано химическое оружие, у детей вырезали органы

Организация защиты прав человека в Джизире задокументировала, что турецкое государство убило 340 человек на оккупированных территориях Автономной администрации во время вторжения в Сарекание и Гре Спи, которое началось 9 октября, и во время атак после этого вторжения.

В докладе организации утверждается, что 187 из этих убитых – гражданские лица. Семь человек были казнены после того, как захватчики взяли их в плен, двое были изнасилованы. С начала вторжения 945 человек получили ранения, 339 из них считаются гражданскими в соответствии с документацией. После начала турецкой оккупации 25 человек лишились жизни и 43 были ранены ранения во время взрывов на территории Сарекание и Гре Спи.

Турецкое государство использовало белый фосфор, считающийся химическим оружием, против СДС (Сил демократической Сирии) и гражданского населения в Сарекание 9 октября 2019 года. Организация защиты прав человека Джизиры задокументировала, что 33 человека получили ожоги во время химической атаки, 23 из которых мирные граждане, 10 – бойцы СДС. Правозащитная организация утверждает, что шестеро были обожжены так сильно, что их невозможно было опознать, и нет никакой информации об их личностях.

Также отмечено, что начиная с 9 октября не менее 85 человек были похищены ради выкупа и подверглись пыткам в Сарекание и Гре Спи. 78 человек были арестованы за работу в органах автономной администрации и отправлены в Турцию под суд вопреки международному законодательству.

Девятилетний Ранас Мухаммед Ишарха и трехлетний Махир Субхи Анджур из Сарекание были отправлены в турецкие больницы на лечение. Оба ребенка были убиты, их органы были вырезаны.

В Африне убит по меньшей мере 581 гражданский, 6885 человек похищены

В докладе Организации защиты прав человека Африна за период с 20 января 2018 года по 30 сентября 2020-го утверждается, что не менее 581 мирного жителя были убиты – 498 во время авиаударов, 80 умерли под пытками, - турецким государством и его союзниками из бандформирований. 68 жертв были несовершеннолетними. Более того, около 696 человек, 330 из которых дети, получили ранения во время бомбардировок захватчика.

Организация защиты прав человека Африна собрала информацию о том, что 6885 гражданских лиц были похищены бандформированиями, аффилированными с турецким государством, с начала оккупации до конца сентября. Судьба 3900 похищенных женщин и мужчин остается неизвестной. В качестве примера можно привести ситуацию 11 мирных жителей из деревни Омаре Шахи в районе Раджу. Эти люди были приговорены так называемыми «судами террора», начавшими действовать с подачи захватчиков 17 декабря 2019 года, к пожизненному заключению; девять из них были отправлены в Турцию, судьбы оставшихся двух неизвестна.

Этнические чистки и демографические изменения в Африне

Большинство курдского населения, составлявшее до 90% жителей Африна, было вынуждено мигрировать в результате полной оккупации города, случившейся 18 марта 2018 года. Несмотря на оккупацию, большая часть 100-150 тысяч курдов сначала остались в Африне, но позже покинули город из-за систематического давления и пыток. Сообщается, что на данный момент курдское население города составляет менее 18% от общей численности жителей.

На сегодняшний день только 5-7 тысяч из 25 тысяч езидов остались в 22 деревнях и городском центре Африна. Более 10 езидских мест поклонения были полностью разграблены. Езидский центр Африна, расположенный в центре города, был полностью уничтожен во время оккупации в июне 2018-го. Сегодня езиды подвергаются похищениям, пыткам, их убивают и вынуждают принимать ислам.

Большинство алевитов, около 15 тысяч которых проживало в районе Мабата, покинули город после начала оккупации. Не ясно, сколько алевитов остается в городе на данный момент, но сообщается, что их крайне мало. Как и езидов, алевитов вынуждают переходить в ислам. Дома алевитов и езидов отнимали силой, оборудуя их под религиозные центры обучения для салафитских банд.

В Африне осталось 2-3 христианских семьи, тогда как ранее здесь проживало около 1000 курдских и армянских христиан. Единственная церковь Африна была разграблена бандитами во время оккупации. На сегодняшний день ее делят между собой группировки «Султан Мурад» и «Джейш аль-Шаркия». Несколько христианских семей, оставшихся в городе, были вынуждены принять ислам. Рыдван Мухаммед, один из курдов-христиан Африна, был задержан членами банды «Файлак аш-Шам» 31 июля 2020 года, когда потребовал погребения своей умершей жены Джаннет Мухаммед по христианскому обряду. Он остается под арестом до сих пор.

Арабы, проживающие в городе, также подвергаются похищениям с требованиями выкупа, их грабят, лишая личной собственности и автомобилей, убивают.

Члены бандформирований из Гуты, Хамы, Хомса, Турции, Ирака, Идлиба и т.д. селились в домах местных жителей, вынужденно бежавших из-за вторжения на их земли. В ряде мест, где жители остались в своих домах, их силой выгнали из собственных жилищ.

Женщины – первая мишень

Убийство генерального секретаря партии «Сирия будущего» Хаврин Халаф бандой «Ахрар аль-Шаркия» во время операции вторжения в Гре Спи не забыто.

В Африне, Сарекание и Гре Спи женщина не может выйти из дома без покрывала и вне сопровождения мужчины. Многие женщины предпочитают оставаться в своих домах из-за харассмента и угрозы похищения бандами.

На всех оккупированных территориях, особенно в Африне, девочки до 18 лет принуждаются к бракам с членами бандформирований и становятся вторыми, третьими или четвертыми женами. Многоженство было запрещено при Автономной администрации, но теперь его поощряют и вынуждают к нему.

Сирийский исследовательский и правозащитный женский центр сообщает, что было убито по меньшей мере 85 женщин, 175 получили ранения, 123 были похищены турецкими бандитами или членами прочих преступных банд во время оккупации трех городов.

Организация защиты прав человека в Африне задокументировала 68 случаев убийств женщин в городе; 65 женщин подверглись изнасилованиям, пятеро из пострадавших от изнасилований совершили суицид за период с 20 января.

Комитетам по независимым расследованиям следует отправиться на оккупированные территории

Бадран Чия отметил важность доклада, опубликованного ООН, но добавил, что впервые важные точки регионов, оккупированных турецким государством и преступными группировками, не указаны в докладе.

Он отметил, что в докладе не отражены и многие военные преступления и нарушения прав людей. Обратив внимание на то, что в отсутствие мониторинговых организаций, медиа, которые могли бы отслеживать нарушения прав и военные преступления, совершаемые на оккупированных территориях, в отсутствие людей, которые могли бы сообщать о таких преступлениях общественности, комитетам по независимым расследованиям нужно немедленно отправиться на эти территории и расследовать военные преступления, говорит Чия Курд.

Бадран Чия Курд подчеркнул, что совершенные преступления значительно превышают уровень преступности, указанный в докладе, и продолжил: «Таким образом, все нарушения в этих регионах должны быть немедленно расследованы, и информация об этом должны быть обнародована. Ответственные за нарушения прав должны пойти под суд и быть призваны к ответу. После обнаружения военных преступлений мы хотим, чтобы виновные в них были наказаны».

За военные преступления несет ответственность Турция

Чия Курд отметил: «Турецкое государство несет ответственность за все нарушения прав и военные преступления, совершенные в Африне, Сарекание и Гре Спи с начала оккупации. Турецкое государство атаковало и оккупировало эти регионы вместе со своими партнерами (ИГИЛ, «Джабхат аль-Нусрой»*, «Аль-Каедой»*).

Тысячи людей, перевезенных из таких регионов, как Идлиб и Гута, были размещены в Африне. Жители Африна были перемещены со своей земли. Их собственность была захвачена, сотни человек, пытавшихся защищать свои земли, были убиты. Военные преступления, совершенные в Африне, еще не видела остальная Сирия. То, что там произошло, случилось по вине Турции. Эти военные преступления были совершены и турецкими властями, но по большей части – бандформированиями, идеологически лояльными турецкому государству. Группировка «Султан Мурад»* и другие банды ненавидят курдов и испытывают к курдскому народу вражду. Среди членов этих банд множество игиловцев.

Мы, вникая в эти доклады, видим, что в Сарекание и Гре Спи было совершено меньше военных преступлений. Причина не в том, что совершенное в Африне не было запланировано для других регионов. Когда началась оккупационная операция, курды, знающие о ненависти турецкого государства и преданных ему банд, покинули свои города. Лишь немногие курды остались в этих городах после начала оккупации. Потому в них было убито, похищено, подверглось пыткам со стороны захватчиков меньше людей. Курды, живущие сейчас на оккупированных Турцией территориях, сталкиваются с убийствами и геноцидом».

Турция убивает политиков и мирных жителей в наших регионах

Чия Курд напомнил, что Турция заключила соглашение о прекращении огня с Россией и США уже после вторжения в Сарекание и Гре Спи, и добавил: «Как бы там ни было, турецкое государство никогда не придерживалось соглашений и продолжило свои атаки. Мирных жителей постоянно убивают на границе, земли поджигают, деревни укрывают артиллерийским огнем.

Турция организует атаки с дронов везде на территориях Автономной администрации. В Кобани были убиты три женщины-политика, были атаки в Камышло и Шахбе. Все эти инциденты, убийства мирных жителей и политиков на нашей земле – часть военных преступлений».

* - террористические организации, запрещенные в РФ