В северно-восточной Сирии – языковая революция

Северно-восточная Сирия известна своим культурным и языковым разнообразием. Каждый человек здесь живет в своей языковой культуре, и это право надёжно защищено в демократической системе.

Правительство Дамаска, как и турецкие оккупационные власти, признаёт систему, где существует один язык, один флаг, одна нация. Но народы региона издавна контактируют друг с другом и влияют друг на друга: rурды говорят на арабском, арабы – на курдском…

Эта историческая данность после революции 19 июля 2012 года выразилась в установлении в регионе новой системы Автономного демократического самоуправления. Теперь каждый гражданин получил возможность обучаться на родном языке и изучать язык соседа, что только укрепило исторический союз народов.

В Сирии – 15 разных языковых культур

В Сирии существуют 15 разных языков, не считая региональных диалектов: арабский, курдский, черкесский (адыгейский), туркменский (тюркский), сурианский, арамейский, новоассирийский, южноазарский (тюркский), домарийский, кабардинский, домаберинский, мельхесо (почти мёртвый язык после смерти Ибрагима Ханна в 1998 году), тори или торани и новоарамейский (северный).

На севере Сирии – культурно-языковая революция

Народы Северной и Восточной Сирии исходят из понимания того, что, потеряв язык, они потеряют и национальную самобытность. Сегодня происходит бурное развитие, а в некоторых случаях – возрождение языковых культур. Не изучаемые прежде языки вошли в программы среднего, средне-профессионального и высшего образования, они применяются на практике в профессиональной, управленческой и других сферах.

Если говорить, что прежде всего дала революция в области языка и культуры, то это возможность каждого гражданина говорить и обучаться на языке матери. Первым, подготовительным шагом стало открытие двух школ с преподаванием на курдском языке. Одна из них открылась в кантоне Кобани 26 ноября 2011 года, другая – в деревне Кармитлик кантона Африн (в том же году).

Раньше люди, скрытно от режима, изучали буквы курдского языка, получали начальные сведения о грамматике. Режим не просто не приветствовал этого – изучение курдского языка, само применение его на практике были под строжайшим запретом.

С началом революции 19 июля 2012 года началась и языковая революция. Жители региона получили право обучения на языке матери.

Вместе с арабским языком в школах региона Джазире теперь в качестве официальных присутствуют курдский и сурианский языки. В школах региона Фрат и Африн преподавание идёт на арабском и курдском языках, как официальных.

Изменения произошли и в повседневной жизни людей. Названия улиц, надписи над магазинами, указатели вдоль дорог ярко свидетельствуют об этом. Все они сделаны на разных региональных языках.

Как говорится в первом параграфе части три Общественного договора, принятого руководством Автономного самоуправления Северной и Восточной Сирии, «на территории демократической федерации все языки признаются равноправными во всех сферах жизни общества и могут использоваться в общественных местах, в учреждениях, при обучении и в культурной сфере. Каждый народ может организовать свою жизнь на родном языке в трудовой и других видах деятельности.

Сопредседатель комитета воспитания и образования северной и восточной Сирии Каусар Кодо говорит: «В рамках революционных преобразований в сфере образования на севере Сирии сделаны огромные, исторические шаги. Система демократического образования открыла двери перед всеми гражданами, давая им возможность обучаться на языке матери, придерживаться своих вероисповеданий, своих конфессий. Всё это признано официально, как и право обучения основам демократического общества и коммунальной жизни».

Попытки помешать продвижению нового подхода в сфере образования

С первых лет начала обучения по материалам комитета демократического общества во всех школах Рожавы и северной Сирии режим Сирии выступил резко против преподавания на курдском и сурианском языках. Некоторые школы были закрыты. Стали распространяться лживые новости о раздорах между гражданами, о слабости материалов, подготовленных комитетами образования, о неподготовленности кадров, не способных вести процесс обучения, о незаконности появления таких школ…

Не изучив материалов и не дав жителям региона ознакомиться с ними, работу региональных школ начали бойкотировать, особенно это шло со стороны арабского населения. Но затем ситуация изменилась. Число учащихся увеличилось.

По словам Каусара Кодо, количество учащихся увеличивается с каждым годом, а попытки помешать процессам, происходящим в регионе, провалились.

Каждый человек сохраняет свой язык и знакомиться с другими

Курдский национальный лидер Абдулла Оджалан подчеркнул важность изучения каждым человеком языка матери, потому что каждый язык – это паспорт нации и фундамент существования народов.

С начала революции Рожавы курды открыли учреждения по подготовке языковых специалистов, которые способны были бы вести преподавание на курдском языке. С тех пор курдский стал официальным языком в региональных школах, появились институты и факультеты, изучающие курдскую литературу.

Это было воспринято другими частями населения. Не имея ранее возможности обучаться на своём языке, представители чеченцев, черкесов, суриан и туркмен заявили о желании возрождать свои языки. Они получили такую возможность, официально открыв специальные школы и центры, где стали обучаться их дети.

Сурианская диаспора официально обучает своих детей родному языку в школах, несмотря на то, что во многих местах (центрах обучения) даются уроки сурианского языка. Культурные деятели сурианского народа открыли институты по подготовке преподавателей этого древнего языка в общих школах или специальных центрах при полной поддержке со стороны Автономной администрации.

Черкесское население через специальные курсы, открытые в городе Манбидже под наблюдением членов диаспоры, ведёт бесплатное обучение языку своих детей и взрослых.

Туркменское население, испытывавшее сильнейшее давление и претерпевшее гонения, получило право изучения своего языка и обучения ему нового поколения после освобождения Манбиджа от боевиков ИГИЛ*. Туркменская диаспора была образована 25 апреля 2018 года. Она занялась возрождением туркменской культуры и языка.

Член руководящего совета Администрации туркменской диаспоры в Мнбидже Фаиз Хайдар говорит, что целью диаспоры является возрождение культуры спустя долгие годы унижения. Многие туркменские семьи не знают родного языка.

Некоторое время назад туркменская диаспора открыла курсы туркменского языка, которые посещают и курды, и арабы, желая познакомиться с культурой братского народа.

Сулейман Ибрагим, руководитель школы им. Салима аль-Мараи в городе Серикание, говорит, что каждый гражданин имеет право изучать язык своей матери и обучаться на нём. Это важно для узнавания и понимания своей культуры.

Он сказал: «Раньше все люди были лишены этого права. Народы разных культур должны были учить чужой язык, забывая родной. Но сегодня они имеют право изучать любой региональный язык соседних народов».

Увеличение числа учащихся с каждым годом подтверждает доверие населения обучающим материалам и методикам

На основе новых материалов и методик, внедрённых в образовательный процесс в 2019-2020 годах, произошли большие изменения. Это позволило, в частности, открыть новые институты и факультеты.

В регионах Джазире и Фрат, а также в других регионах (Ракка, Дейр эз-Зор, Табка и Манбидж) – 4 тысячи 223 общеобразовательных школы и более 500 тысяч учащихся всех трёх уровней. Количество учащихся в регионах Джазире и Фрат – 320 тысяч 486 человек.

Учащиеся из Африна, несмотря на трудные условия и попытки партии БААС (правящей партии) ухудшить и без того трудное положение беженцев, закрывая школы и объявив блокаду региона, сегодня получают образование прямо в лагерях, во вновь открытых Автономной администрацией школах.

13 тысяч детей учатся в 65 школах Шахбы и Шерава.

В Университете Рожавы – 820 студентов. В Университете Кобани – 40 человек учатся на 5 различных отделениях.

Член комитета воспитания Мухаммад Хаджи сказал, что ежегодно число учащихся растёт, что подтверждает веру граждан в материалы, предложенные комитетом.

*-террористическая организация, запрещённая на территории РФ