Пожар в кинотеатре Амуда – одна из тех историй, которые прочно вошли в память курдского общества. Пожар произошел 13 ноября 1960 года, когда сотни школьников были вынуждены смотреть египетский фильм «Дух полуночи» (Chabah nisf al-layl) в воскресенье в единственном кинотеатре города на северо-востоке Сирии, – Доме кино Шехразад. В то время баасистский режим приказал провести «неделю солидарности» с борьбой Алжира за независимость от Франции и собирал пожертвования для «алжирских братьев». Поэтому в Амуде все студенты должны были пойти в кино за входную плату в тридцать пиастров.
Фильм уже несколько раз показывали, и каждый раз кинотеатр был переполнен. Фактически, он имел максимум 200 мест на примерно 130 квадратных метрах, но в тот день 61 год назад в зале находилось больше 400 детей. Их глаза смотрели на экран, над которым мелькал фильм ужасов 1947 года, когда через короткое время он стал слишком ярким. Но яркость исходила уже не от проектора, а от огня. Пламя быстро перекинулось на деревянную стропильную конструкцию, которая была покрыта соломой и грязью. За очень короткое время весь кинотеатр загорелся. Когда дети попытались добраться до выходов, вспыхнула паника. Для выхода были доступны только две узкие двери, которые можно было открыть только вовнутрь. 282 ребенка в возрасте от восьми до четырнадцати лет погибли мучительной смертью.
Вопрос о том, был ли пожар организован режимом – двое сирийских солдат стояли на страже у входа в кинотеатр – или перегрев из-за нарушений технической безопасности стал причиной внезапного возгорания проигрывателя, остается предметом споров. Но то, что власти режима проигнорировали указания о пожарной опасности и настояли на продолжении кинопоказов, что в день пожара в зале не было ни одного учителя и даже детей чиновников режима, заставляет многих людей по сей день предполагать, что пожар в кинотеатре в Амуда был целенаправленной и преднамеренно устроенным событием. Это произошло потому, что дискриминация курдской культуры и языка была частью государственной политики в Сирии. Политическая деятельность подавлялась режимом путем репрессий.
Мохаммад Саед Ага Даккури, арабский житель Амуда, который в то время проходил мимо горящего кинотеатра, смог спасти от 20 до 30 детей из пожара, прежде чем он сам погиб в огне. Памятник, установленный много лет спустя в Мемориальном саду Бакче-Пакревана на месте кинотеатра в ознаменование трагедии, также рассказывает его историю. Он был подарен Алжиром в знак солидарности с народом Амуда. В качестве памятника в саду установлен фонтан. В нем укрылись спасенные дети, которых спас Мохаммад Саед Ага Даккури. Фотографии погибших и их рассказы размещены на стенах мемориала. Сотни детских глаз смотрят на зрителей, передавая ужас произошедшей трагедии.
«Дети Амуда должны были поддерживать Алжир не только деньгами, но и своими сожженными телами», – это слова Решиды Фате. Курд, которому сейчас 73 года, пережил пожар в кинотеатре. «Мне было почти двенадцать, и я учился в пятом классе. Я смотрел фильм на одном из балконов в аудитории. Внизу сидели сотни детей. На экране стало ярко, фильм остановился. В следующий момент раздался очень громкий шум, как будто низко летел самолет. Сразу после этого кинотеатр загорелся», – вспоминает Решиде Фате от 13 ноября 1960 года. «Затем я посмотрел на детей в нижних рядах. Один за другим они падали на землю. Все они кричали в панике, пытаясь добраться до дверей. Я спрыгнул с балкона и побежал к южному выходу. Но дверь была заперта снаружи. Мы все бились в дверь изо всех сил. Спустя целую вечность дверь открылась, и мы выскочили наружу. Только там я понял, что мои ноги горят».
Решиде Фате проводит каждый 13 ноября в Baxçê Pakrewan. В этом году его сопровождают 73-летний Мухаммед Амин Абдулселам, который также пережил пожар, и Мухаммед Махмуде Касо (71 год). Он потерял своего восьмилетнего брата в огне кинотеатра Амуда.