В Амуде почтили память жертв пожара в 62-ю годовщину трагедии

13 ноября 1960 года в кинотеатре города Амуде погибли 282 человека. Все жертвы были курдскими детьми; они смотрели фильм об алжирской борьбе за независимость. Эта трагедия глубоко запечатлелась в коллективной памяти.

Каждый год жители Амуде чтят память жертв этой трагедии, собираясь в мемориальном Парке погибших, разбитом на месте массового убийства.

Десятки местных жителей, их дети и представители различных учреждений собрались здесь сегодня, чтобы почтить память жертв пожара.

Мероприятие было организовано районным советом Амуде при участии Движения демократической культуры и искусства «Месопотамия» и Комитета детского творчества.

Пожар в кинотеатре

Пожар в кинотеатре города Амуде, расположенном на северо-востоке Сирии, – одна из трагических историй, которые глубоко врезались в память курдского сообщества. Это случилось 13 ноября 1960 года, когда сотни школьников приехали посмотреть египетский фильм «Дух полуночи». Сеанс начался в воскресенье в единственном кинотеатре в городе, «Шехразаде». Тогда баасистский режим объявил «неделю солидарности» с борьбой Алжира за независимость от Франции. В стране собирали пожертвования для «алжирских братьев», а всех учащихся отправляли смотреть кино; при этом с каждого из детей и подростков брали плату за вход.

Фильм показывали уже несколько раз, и всякий раз зал был переполнен. Фактически, в нем было максимум 200 посадочных мест на площади около 130 квадратных метров. Однако, в тот день в зрительном зале сидело более 400 детей и подростков. Все они внимательно смотрели на экран, где демонстрировался фильм 1947 года. Очень скоро экран стал слишком ярким, но свет исходил уже не от проектора – это был начинавшийся пожар. Пламя быстро охватило крышу здания и деревянные перекрытия. Все здание было охвачено огнем за считанные минуты. Паника вспыхнула, когда дети вскочили и побежали к выходам. В зале было только две узкие двери, которые открывались внутрь. 282 человека, дети и подростки от восьми до четырнадцати лет, умерли чудовищной смертью.

До сих пор идут споры, был ли пожар организован режимом – два сирийских солдата стояли на страже у входа в кинотеатр, – или же к возгоранию привело несоблюдение правил эксплуатации техники, из-за чего загорелся проигрыватель. Факт в том, что администрация игнорировала правила безопасности, настаивая на продолжении кинопоказов. В день пожара в зале не было ни одного учителя, а дети чиновников не пришли на просмотр. Трагедия так и не была расследована должным образом. Все эти обстоятельства подталкивают многих людей к мнению о том, что пожар в кинотеатре города Амуде был преднамеренным убийством. Это связано и с тем, что дискриминация курдской культуры и языка была частью государственной политики в Сирии; режим подавлял любую несанкционированную политическую деятельность.

В тот день Мохаммед Саид Ага Даккури, арабский житель Амуде, случайно проходил мимо горящего кинотеатра. Он успел спасти от 20 до 30 детей, после чего сам погиб в пожаре. Много лет спустя в мемориальном саду на месте кинотеатра «Шехразад» был установлен памятник, который рассказывает и его историю. Алжир подарил городу этот мемориал в знак солидарности с жителями Амуде. Есть в саду и фонтан. В нем укрылись спасенные дети, которых спас Ага Даккури. На стенах мемориального комплекса можно видеть фотографии погибших. Сотни детских глаз смотрят на посетителей парка.

«Детям Амуде пришлось поддерживать Алжир не только деньгами, но и своими смертями», – говорит Решиде Фате. 73-летня курдянка пережила тот пожар в кинотеатре: «Мне было около двенадцати лет, и тогда я училась в пятом классе. Я смотрела фильм, сидя на одном из балконов в зрительном зале. Внизу были сотни детей. Им было так тесно, что казалось, каждый может раздавить соседа в любой момент. В какой-то момент экран стал очень ярким и фильм остановился. В следующее мгновение раздался такой громкий шум, как будто над нами пролетал самолет. Сразу после этого экран загорелся. Я посмотрела на детей в нижних рядах. Они падали на пол один за другим, люди топтали друг друга. Все кричали в панике, пытаясь добежать до дверей. Я спрыгнула с балкона и побежала к южному выходу. Но дверь была заперта снаружи. Мы все навалились на неё, давя изо всех сил. Прошла вечность, пока дверь не открылась. Мы выбежали наружу, и только там я поняла, что у меня горят ноги».