Садун Касо: изменение в Шенгале было для нас светом

Садун Халаф Касу заявил, что местные жители боялись нападения ИГИЛ с тех пор, как его боевики вошли в Мосул. Касу указал, что они доверяли пешмерга и иракской армии и никогда не думали, что пешмерга оставит общину езидов и сбежит.

В 2014 году произошла жестокая расправа над езидской общиной. Эта резня привела к убийству, похищению и вынужденному перемещению тысяч езидских женщин, мужчин и детей. С приближением годовщины этой резни жители Шенгала, большинство из которых стали жертвами постоянного давления и массовых убийств, продолжают залечивать свои раны, выполняют свою работу и организуют свою деятельность во всех отношениях, чтобы больше не страдать от  массовых убийств.

Житель Шенгала Садун Халаф Касу из езидского племени джиндо является одним из тех, кто стал свидетелем массовой резни. Касу в то время находился в Шенгале и был свидетелем нападения ИГИЛ* на Мосул и бегства людей из этих районов. Он также внимательно следил за действиями иракской армии и пешмерги Демократической партии Курдистана во время резни в Шенгале. Садун Халаф Касо рассказывает нашему агентству о том, что он испытывал в то время.

Касу отметил, что они следили за действиями ИГИЛ, вошедшим в Мосул, с июня того же года. Он заявил: «Мы начали опасаться, что они придут и к нам. Через некоторое время они вошли в Тель-Афар, ну а люди оттуда тоже были вынуждены бежать и приехали к нам в Шенгал. Наши люди приветствовали их, когда они приезжали, открывали им свои дома и обеспечивали их необходимыми жизненными потребностями. Нам было жаль их, так как даже некоторые из детей остались там».

Халаф Касу отметил, что они доверяли иракской армии и пешмерга во время нападения ИГИЛ на Таль-Афар и что мирные жители не ожидали, что их ждет такая же трагедия. Он продолжил: «Мы привыкли говорить, что есть те, кто защищает нас, у нас есть оружие и у нас есть собственные силы. Раньше мы говорили себе, что Шенгал — это крепость. Нас защищали пешмерга. Именно они отвечали за защиту Шенгала, поскольку иракская армия потерпела поражение на границе. В то время, когда произошло столкновение, солдаты иракской армии просто сложили оружие и разошлись по домам».

Нападения начались во время Курбан-Байрама

Садун Халаф Касу упомянул, что нападения начались во время их отпуска. Он сказал следующее: «Мы были в нашем гостевом доме и сидели снаружи из-за жары. Люди говорили между собой, что враги нападут на нас сегодня ночью. Мы не ожидали ничего плохого, поэтому и не собирались бежать. Сначала они напали на Карзарк и Сиба Шейх Хидр. Звуков пуль мы не слышали. Люди спали. Когда мы заметили, что враги атакуют, мы прислушались к звукам столкновений, и с утренними часами наш страх усилился. Кто-то сказал: «Давайте убежим в горы», кто-то сказал: «Мы сбежим», а кто-то сказал: «Мы не покинем своих домов». Мы сели в машины и направились в Кандиль Гидаль. Мы так и не вернулись обратно и пробыли там неделю. Затем мы отправились оттуда в Крису и пробыли там три дня».

Рожава поспешила помочь нам в критической ситуации

Халаф Касу рассказал о сценах страданий людей, которые он наблюдал во время резни. Он заявил: «Эти сцены были хуже смерти. Это была критическая ситуация. Для младенцев даже не было воды, они плакали, а все дома были разрушены. Когда мы пришли в горы, мы сказали: «Мы пришли в горы, но куда мы идем? Что мы будем делать, если враги придут в горы?» Мужчины, женщины и дети — все плакали».

Касу рассказал о ситуациях, когда люди были спасены машинами, присланными жителями Рожавы. Жители Рожавы спасали бежавших от опасных зон и доставляли в безопасные места. Он заявил: «Спасатели перевозили людей одного за другим. Они готовы были посадить нас  в любую машину и увезти. Мы с сыном остались, потом тоже сели в машину и поехали, потом с нами поехала еще одна семья из Криса и мы пошли своей дорогой. Нам помогли и в Рожаве. После этого мы переехали в Захо, а затем вернулись в свои дома после того, как в Шангале вновь воцарилась безопасность».

Кто-то заставил уйти пешмерга

Касу указал, что жители росли вместе с пешмерга и что они никогда не ожидали такого предательства. Он продолжил: «Мы не ожидали, что пешмерга покинет нас. Они не отступили сами по себе. Они были надежной армией, но кто-то заставил их уйти. Возможно, европейские страны и Америка повлияли на их уход».

«Мы должны объединиться и защитить наши достижения»

По поводу успехов, достигнутых в Шенгале, Касу сказал следующее: «Сегодня Шенгал уже не тот, что был раньше. Был создан Совет демократического автономного управления, и муниципалитеты начинают свою работу. Кроме того, наши женщины начали осваивать оружие и получать необходимую интеллектуальную подготовку. Цель состоит в том, чтобы предотвратить новые массовые убийства. Мы надеемся, что больше не будет массовых убийств. Эти изменения стали для нас светом, освещающим наше будущее».

Садун Халаф Касу завершил свою речь, упомянув о разделении, свидетелем которого стала курдская и езидская община. Он заявил: «60 миллионов курдов – это огромное число. Мы хотим, чтобы курды объединились как можно скорее. Зарубежные страны создают рознь между курдами. Мы отвергаем это. Все курды являются братьями. Мы не достигнем своих целей, если не объединимся. Мы мирно сосуществуем и можем работать на себя. У наших людей сейчас много возможностей».

* - террористическая организация, запрещена в РФ