Колбары: жизнь на грани смерти

Курдские колбары переправляют грузы через границу, находясь на волосок от смерти.

Колбары зарабатывают на жизнь, перенося грузы через опасные приграничные зоны Курдистана. В основном это сигареты, мобильные телефоны, одежда, посуда, чай и изредка алкоголь. Маршруты пролегают через закрытые границы национальных государств, разделяющих Курдистан, и по меньшей мере опасны для жизни приграничных торговцев, работающих в высокогорных условиях. Иранские военные, Корпус стражей исламской революции, и турецкие пограничники постоянно устраивают засады, убивая курдских торговцев. Колбар М.С. рассказал «ANF» о своей рискованной работе и жизни.

М.С. говорит, что до района Тете в восточном Курдистане можно добраться из южного Курдистана только пешком – это полтора часа пути. Отсюда в Иран переправляют в основном телевизионную технику и сигареты. Обратное путешествие с товарами занимает около четырех часов. Самый легкий груз, который могут перенести даже слабые физически колбары, составляет 30 килограмм, но может достигать 45-50 килограмм. На маршрутах, где нет засад, переносят грузы весом в 50 килограмм. В случае опасения засад колбары носят по 25-30 килограмм; в таких ситуациях торговцы иногда вынуждены прятаться по 10 часов.

Пытки и убийства, совершаемые силами безопасности

Маршрут, которым перемещается большинство колбаров, пролегает на юге восточного Курдистана. Много колбаров живут в таких районах, как Илам, Керманшах, Лурестан и Урмия, а также Сине, Хавраман и Сердешт. Собеседник «ANF» М.С. из Меривана. Он рассказывает о том, что переживают колбары, попадая в руки Корпуса стражей исламской революции: «Если кто-то попадается в первые минуты засады, этих колбаров жестоко пытают, оскорбляют, делают с ними всё, что только можно вообразить. Потом они заставляют колбаров нести свои грузы на спинах на военную базу. Конечно же, это трудно после пыток. Если вы снимете с плеч груз и уйдете, товары останутся в их руках. Иногда они сжигают то, что не могут донести до базы. Иногда они начинают стрелять уже на границе, и тогда колбары вынуждены возвращаться в южный Курдистан».

От четырех до пяти засад на маршруте

М.С. говорит, что иногда иранские солдаты продвигаются на два-три километра по маршруту вглубь территории южного Курдистана, устраивая там засады. «Если мы избегаем засады, мы попадаем в Рожхилат. Пограничники устраивают свои собственные засады снова и снова, как и Корпус стражей исламской революции. Снова и снова они открывают внезапный огонь. Там могут быть и другие люди, кроме нас. Но их это не волнует. Они стреляют не целясь. К моменту, когда мы достигаем места назначения, мы минуем четыре-пять таких засад», – рассказывает он.

Условия ухудшаются

М.С. рассказывает о трудностях жизни колбара: «В прошлом нам не приходилось ходить так далеко. Есть места в десяти минутах ходьбы, некоторые – в двадцати. Но государство строит там заграждения, и мы не можем пользоваться простыми маршрутами. Регион Тете – гористый, со сложным рельефом. Там глубокие ущелья. Снова и снова колбары бегут от засад, ломая руки и ноги. Некоторые падают и погибают».

Нет выбора, кроме как ставить свою жизнь под угрозу

На вопрос, почему он стал колбаром, М.С. ответил: «Мы вынуждены делать так, чтобы выжить. У нас есть дети. Иногда у нас нет даже хлеба. Мы живем в кризисной ситуации, но нам не дают работать даже колбарами. Все колбары бедны. Они живут в условиях безработицы. У государства нет проектов для безработных. У бедных нет другой работы, кроме этой, и, если они выбирают ее, их убивает государство».