28 декабря 2011 года 34 в основном молодые курдские жители были убиты в результате авиаудара Турции недалеко от деревни Робоски. Несмотря на то что прошло десять лет, виновные и стоящие за ними лица остаются безнаказанными. Фактически вместо настоящих виновных были привлечены к ответственности, арестованы и запуганы семьи жертв. Дело о массовом убийстве, которое не было принято Европейским судом по правам человека (ЕСПЧ) на том основании, что внутренние средства правовой защиты не были исчерпаны, пытались прикрыть решения, вынесенные одно за другим турецкой судебной системой.
Несмотря на давление, угрозы и препятствия, семьи Робоски не отказались от борьбы за справедливость. В настоящее время они ждут ответа Конституционного суда и Комиссии ООН по правам человека на ходатайство, сделанное ими в феврале 2021 года.
Сопредседатель провинциальной ассоциации ДПН (Демократическая партия народов) Стамбула Ферхат Онджу потерял в результате нападения своего брата Серхата Энджу и 27 других родственников. В беседе с ANF по случаю годовщины массового убийства он рассказывает о ситуации.
Боль такая же, как в первый день
Энджу подчеркивает, что даже через десять лет после расправы боль не утихла. За эти десять лет произошло много новых событий, но единственное, что не изменилось, – это решимость, с которой семьи Робоски боролись за справедливость.
Государство защищает преступников
«Больше нет двери, в которую не стучали бы родственники, чтобы добиться осуждения преступников, – говорит Энджу, – но даже если резня снова и снова поднималась на повестку дня в результате демонстраций и митингов, добиться чего-либо на практике не удается. Это связано с правовой системой Турции. Поскольку судебная власть в Турции действует по политическим мотивам, убийцы, к сожалению, находятся под защитой с первого дня кровавой расправы. Вместо этого судили нас, родственников жертв резни, борющихся за справедливость и правду. Это одна сторона дела. Другая сторона состоит в том, что со дня кровавой бойни боль оставалась такой же свежей в сердцах матерей и семей, как и в первый момент. Одна из главных причин, по которой наши страдания не прекратились, заключается в том, что через десять лет после кровавой бойни ни один человек не был привлечен к ответственности. В стране действует политика безнаказанности».
Самым большим препятствием является судебная система
Энджу отмечает, что судебная система была самым большим препятствием после кровавой расправы. Преодолеть это препятствие невозможно, поэтому виновные в убийстве 34 человек так и не попали на скамью подсудимых
Энджу объясняет: «Этот незаконный акт уже можно было предвидеть, когда прокурор Улудере начал изучение биографий членов семей погибших в первый день после массового убийства, вместо того чтобы искать виновных и привлекать их к ответственности. Дело Конституционного суда было последним в серии отказов, которые начались в Улудере. Расследование массового убийства также было прекращено этим судом за «отсутствием документов». К сожалению, несмотря на нарушение права на жизнь, ЕСПЧ также принял политическое решение, подняв различные технические вопросы и отказ от рассмотрения дела, поскольку внутренние правовые возможности якобы не были исчерпаны. После попытки государственного переворота 15 июля, после того как судьи, отклонившие дело, были осуждены по делу против последователей Гюлена, мы снова обратились в прокуратуру Диярбакыра. Однако она отказалась нести ответственность и передала дело в прокуратуру Улудере. И снова было принято решение не возбуждать уголовное дело. Разбирательство продолжается. В такой правовой системе, которая действует только в интересах правителей, мы пытаемся бороться за справедливость».
Энджу напомнил, что в то время в Комиссии по правам человека парламента создавался подкомитет Улудере. Но члены ПСР составляли большинство в комиссии из восьми человек, и результат работы этого комитета послужил оправданием для и без того бездействующей судебной системы. Несмотря на сопротивление ДПН и ДПР, резня была де-факто узаконена в отчете Комиссии как «ошибка». Этот отчет также оказал явное влияние на судебную систему.
Брат Ферхата Энджу Вели Энджу все еще находится в тюрьме, а родственники жертв резни предстают перед судом под разными предлогами и наказываются. Вот как их заставляют молчать десять лет.
В феврале 2021 года семьи подали апелляцию в Конституционный суд, а в октябре – в Комиссию ООН по правам человека. Энджу говорит, что в настоящий момент они ждут ответов от этих учреждений.
Энджу начал активно участвовать в политике после резни. Он объясняет: «Страдания курдов начались не с Робоски. В нашей истории было много подобных эпизодов. Наши деревни были эвакуированы, каждый день происходили аресты и пытки. В этом отношении я был политизированным человеком. Я всегда боролся с несправедливостью, но после резни я стал активно участвовать в политике. Я стал участвовать в политическом процессе, чтобы гарантировать, что в этой стране больше не будет резни и что те, кто совершил эту резню, будут привлечены к ответственности».
Пора положить этому конец
Энджу предупреждает, что политика безнаказанности стала формой правления в этой стране. Эта политика не только преобладала с тех пор, как ПСР пришла к власти, но и была направлена против курдов и других народов на протяжении всей истории республики. «Мы видим, что следует оправдание хороших парней, совершивших взрыв бомбы в библиотеке Умут в Шемдинли, мы видим оправдание контрпартизанских отрядов, ответственных за убитых, мы видим это в политике сокрытия в разбирательствах по делу о массовых убийствах в Анкаре и Суруче, и мы видим это в страданиях, которые пережила семья Шеньяшар. Мы стали свидетелями того, как безнаказанность стала формой подавления наших людей, некоторые из которых были заживо сожжены в подвалах смерти Джизре или, как мать Тайбет, была убита и оставлена на улице. Мы видим это во всех этих бесчисленных убийствах... Мы собираемся еще сильнее бороться с этим менталитетом, чтобы проявить солидарность. Необходимо избавиться от этого отвратительного менталитета на этой земле. В противном случае мы, вероятно, столкнемся с новыми массовыми убийствами. Поскольку история повторяется, необходимо остановить это колесо страданий. Мир, демократия, свобода и равенство должны стать доминирующими ценностями в этой стране».