Курдские политические деятели из Западного Курдистана считают, что соглашение по Шенгалу, подписанное представителями Регионального правительства Курдистана (РегПК) и Федерального правительства Ирака (ФПИ), имеет своей целью уничтожение автономии езидов и их религии.
Член партии «Демократический союз» (ПДС) Сулейман Халиль подчеркнул, что происходящее в Шенгале является «продолжением заговора, инспирированного Партией справедливости и развития (ПСР) во главе с Эрдоганом и реализуемого во всех четырёх частях Курдистана». Он обратил внимание и на то обстоятельство, что упомянутый округ является одним из центров езидизма.
Сулейман Халиль охарактеризовал соглашение по Шенгалу, подписанное Багдадом и Эрбилем, как «крупную ошибку» и «очередной заговор ПСР».
Он добавил: «В 2014 году, когда на езидов напали террористы «Исламского государства» (ИГИЛ - террористическая организация, запрещена на территори РФ - прим. ред.), отряды федеральных войск и пешмерги ДПК отступили без боя, бросив местных жителей на растерзание джихадистам».
«Уничтожение езидизма и демонтаж Автономной администрации – подлинные цели соглашения»
Представитель ПДС Сулейман Халиль заявил, что сделка, заключённая представителями ФПИ и РегПК, стала развитием договорённостей, достигнутых президентом Южного Курдистана Нечирвана Барзани в ходе его переговоров с министром иностранных дел Турции Мевлютом Чавушоглу и представителями спецслужб на турецкой территории.
Он пояснил: «ПСР пытается вытеснить местное население из Шенгала, уничтожить езидизм и демонтировать окружную Автономную администрацию, учреждённую самими жителями этого района. Естественно, для этого Анкара всячески пытается сломить волю шенгальцев».
В связи с этим Сулейман Халиль задаётся закономерным вопросом: «Как могла Демократическая партия Курдистана, ведомая её председателем Масудом Барзани, забыть, что тогда, в 2014 году, боевиков ИГИЛ от Эрбиля отделяли всего 14 километров и что от столицы КАР их удерживали именно бойцы Народных сил самообороны (НСС)? Как Масуд Барзани мог забыть, что, когда им был объявлен референдум о независимости Южного Курдистана, первыми, кто воспротивился этому шагу, стали именно ПСР и Иран?»
Он добавил: «Сейчас мы становимся свидетелями непрекращающихся ударов по отрядам НСС, которые в своё время протянули руку помощи правительству Южного Курдистана на фоне различных кризисных ситуаций. Более того, мы видим, что РегПК вместо того, чтобы помочь партизанам, оказывает поддержку турецким оккупационным силам в надежде завладеть партизанскими зонами самообороны».
В заключительной части своего интервью он отметил: «Жители Шенгала не вернутся к статус-кво, существовавшему до 2014 года. Сегодня они сильнее, чем тогда, а их крепкая воля подпитывает их и поднимает на борьбу с враждебными езидам силами».
«За смутой стоят турки»
Член политбюро Левой курдской партии Сирии (ЛКПС) Хусейн аль-Али, в свою очередь, заявил: «Жители Шенгала сами себя защищали. Они создали собственную Автономную администрацию. Зачем же Багдаду и Эрбилю подрывать стабильность и безопасность в этом округе?»
Он заметил: «Данное соглашение – плод смуты, которую сеют турецкие захватчики и оккупанты. Они понимают, что эта сделка может спровоцировать межкурдские конфликты и столкновения».