Бирдал: в тюрьмах действует закон мести
Почетный президент АПЧ Акын Бирдал, который делил камеру в тюрьме Улуджанлар с недавно умершим больным заключенным Халилом Гюнешем в 2000 году, подчеркнул, что в тюрьмах Турции действует закон мести.
Почетный президент АПЧ Акын Бирдал, который делил камеру в тюрьме Улуджанлар с недавно умершим больным заключенным Халилом Гюнешем в 2000 году, подчеркнул, что в тюрьмах Турции действует закон мести.
Каждый день из турецких тюрем, где заключенные всё чаще сталкиваются с изоляцией, пытками и нарушениями своих прав, приходят известия об очередной смерти. Ещё до Гарибе Гезер, умершей при подозрительных обстоятельствах в изоляторе, в котором она содержалась в тюрьме типа F № 1 города Кандыра, известия о смерти тяжело больных заключенных Халила Гюнеша и Абдулрезака Шуюра пришли из тюрьмы Шакран в округе Алиага и тюрьмы в Амеде (Диярбакыре).
Почетный президент Ассоциации по правам человека (АПЧ) Акын Бирдал дал оценку тревожной ситуации в тюрьмах. Он прокомментировал происходящее для «ANF», сказав, что на данный момент в тюрьмах Турции действует закон мести. Бирдал добавил, что государство нарушает право больных заключенных на жизнь.
Халил был очень хорошим человеком
Бирдал, который провел 6 месяцев в тюрьме Улуджанлар в 2000 году бок о бок с политическим заключенным Халилом Гюнешем, страдавшим от онкологического заболевания и недавно скончавшимся, сказал, что Гюнеш был болен много лет и, несмотря на все его просьбы об отсрочке исполнения наказания, не был освобожден. Правозащитник добавил, что Гюнеш был очень хорошим человеком. «После резни в тюрьме Улуджанлар в 1999 году, когда были убиты 11 революционеров, меня, четырех представителей Демократической партии и других заключенных отправили туда на лечение. Мы находились в одном помещении в течение шести месяцев. У одних не было ног, у других – рук и глаз. Халил был одним из тяжелобольных заключенных в той же камере. В моей книге «Желтый конверт» даже есть его портрет. Халил был писателем и поэтом. Он получил пожизненный срок с отягчающими обстоятельствами. С ним мы трудились по ночам. Он сделал для меня деревянный стол и обеспечил свет, чтобы помочь моей работе. Он был очень хорошим человеком. В этой камере Халил стриг нас. Он также позаботился о моем бритье перед освобождением. «Хевал (товарищ – прим.), давай отправим тебя красивым», – сказал он. Он был утонченным человеком».
Он вступил в патриотическое движение из-за угнетения курдских семей
Бирдал сказал, что книга «Сон на полотенце», в которой он вспоминает свои беседы с Халилом и другими больными заключенными, пока не может быть опубликована из-за давления и цензуры, воцарившихся в стране. Правозащитник рассказывает: «Их мечтой была мирная Турция, где они могли бы жить вместе в свободе и равенстве. Халил часто рассказывал мне о своих удивительных мечтах, когда мы гуляли. Он был выходцем из арабской семьи из Аданы, который принял решение участвовать в патриотическом движении, чтобы дать отпор угнетению и преследованиям курдских семей в его общине. Во время таких бесед он рассказал, как подобрал скорпиона, нависшего над соседским ребенком, и положил его на землю, где никто не мог его тронуть. Вот почему он всегда говорил: «Я волшебник, хевал».
Нет закона о том, чтобы жить в тюрьмах!
Бирдал убежден, что в Турции не осталось никаких прав и свобод. «Это может показаться очень идеалистичным, но несколько дней назад я сказал, что они должны сделать жест и освободить больных заключенных, как подарок к Неделе прав человека», – сказал Бирдал, имея в виду многочисленных заключенных политиков и правозащитников, таких как Айсель Туглук и Мехмет Амин Озкан.
Зеркало страны – её бюджет и тюрьмы
Бирдал заявил, что тюрьмы и бюджет – это зеркало страны и что общую картину положения дел в Турции можно увидеть, проанализировав ситуацию в обеих сферах. Бирдал подчеркнул, что бюджет, который обсуждается сейчас в Турции, это бюджет военный, разработанный на принципах конфронтации, дискриминации и вражды, не учитывающий прав человека. Трагедии, происходящие в тюрьмах, отражают этот факт. Бирдал подчеркнул, что, по данным АПЧ, более 1600 больных, 106 из которых больны очень серьезно, остаются в тюрьмах и что, несмотря на постоянные призывы к их освобождению, никаких действий в этом направлении не предпринималось даже во время пандемии. Бирдал сказал, что тяжело больные осужденные имеют право провести свои последние дни с семьей и родственниками, и добавил, что их освобождение представляет собой исполнение норм права, устанавливающих права человека.
Бирдал подчеркнул, что политическая и общественная оппозиция должна оказывать демократическое давление на правительство, и предупредил, что в противном случае невозможно будет остановить рост смертности в тюрьмах. Президент АПЧ отметил, что несмотря на то, что правозащитники постоянно поднимают этот вопрос, их никто не слушает, и добавил: «Именно поэтому мы должны организовать акцию, которая будет иметь результатом видимую и сильную реакцию на наши требования».