Бакырхан: господин Оджалан ведет серьезную подготовку
Сопредседатель ПНРД Тунджер Бакырхан заявил, что Абдулла Оджалан ведет серьезную подготовку и что в случае успеха выиграют и курды, и другие народы Турции.
Сопредседатель ПНРД Тунджер Бакырхан заявил, что Абдулла Оджалан ведет серьезную подготовку и что в случае успеха выиграют и курды, и другие народы Турции.
Продолжаются «Встречи социального мира и свободы» Партии демократических регионов (ПДР) и Партии народного равенства и демократии (ПНРД). Встреча с общественностью состоялась в конгресс-центре «Дом культуры» в Амеде.
Выступая здесь, сопредседатель ПНРД Тунджер Бакырхан, говоря о переговорах в Имралы, сказал: «Господин Оджалан на обеих встречах с делегацией сказал нечто очень важное, оценивая этот процесс: настоящий хозяин этой работы – наш народ, наши народы, народ Амеда. Поэтому, прежде чем принять решение, он посоветовал делегации обсудить и поговорить с нашими людьми, которые являются настоящими хозяевами этой работы, которые несут бремя этой работы, получить предложения и мысли наших людей об этом процессе и довести их до меня. Мы проводим эти встречи с нашей делегацией. Мы передадим мысли, которые появятся в результате этих встреч, господину Оджалану через делегацию».
Указав на то, что время от времени правители придают большое значение Амеду, Бакырхан сказал: «Иногда правители этой страны говорят: «Решение курдского вопроса проходит через Диярбакыр». Иногда кто-то говорит: «Дорога в ЕС проходит через Амед». Амед — очень важный город не только в наших глазах, но и для тех, кто управляет этой страной. Мы вновь повторяем это. Дорога к решению и миру проходит через Амед, но она также проходит через Анкару. Давайте добавим Анкару к Амеду. Потому что эти процессы урегулирования и мира — это также процессы, в которых стороны собираются вместе, консультируются, ведут переговоры и приходят к заключению. Амед и Анкара — это центры, где эти обсуждения перерастают в решение. Мы говорим о большой проблеме, которая существует в Турции уже сто лет, и в течение последних 40 лет она высасывает энергию, экономику и социальную энергию Турции. Поэтому эта проблема одновременно экономическая, социальная, политическая и общественная. Мы переживаем процесс, в котором обсуждается такая огромная и важная проблема со многими аспектами.
«ЕСЛИ ЭТО УДАСТСЯ, ВЫИГРАЮТ И КУРДЫ, И ДРУГИЕ НАРОДЫ ТУРЦИИ»
Турция ведет очень важные дискуссии, которые начались с Бахчели, с того, что наша делегация дважды ездила в Имралы, и с того, что господин Оджалан участвует в этом процессе. Мы надеемся, что в результате этих обсуждений возникнет процесс, мы хотим, чтобы эти обсуждения переросли в мирный процесс. Недостаточно просто хотеть этого, необходимо также создать для этого инфраструктуру. В то же время мы должны принять этот вопрос, чтобы он превратился в честный мир. Мы вместе проходим через процесс, в котором мы должны рассматривать эту проблему как нашу собственную, и нам нужно взять на себя немного больше. Мысли, которые вы здесь выскажете, также важны для нас. Поскольку сами наши люди прокладывают нам путь. Ни одна борьба, в которой не участвует народ, в которой не имеют права голоса те, кто платит свою тяжелую цену, не будет успешной. Несмотря на 40 лет преследований и угнетения, если курдский вопрос обсуждается сегодня, то именно потому, что вы в нем участвуете, вы являетесь главным действующим лицом в этом вопросе, и мы воспринимаем его именно так. Будьте уверены, отношения между этой партией и народом, между курдским движением и курдским народом достойны восхищения. Нет другой борьбы, в которой бы участвовал сам народ, высказывал свое мнение, критиковал, когда это необходимо, и обогащал борьбу своими предложениями».
Бакырхан также отметил следующее:
«Очень важно, что эта проблема обсуждается сегодня в таком аспекте, что делегация вновь встречается с господином Оджаланом, который уже 4 года находится в изоляции в Имралы. Мы придаем этому огромное значение и важность».
Бакырхан отметил, что до сих пор правительства подходили к курдскому вопросу как к «проблеме безопасности и разведки», и продолжил следующим образом:
«Решение курдского вопроса путем переговоров и демократическими средствами, несомненно, внесет большой вклад в жизнь каждого жителя Турции. Ответственность за решение этой проблемы лежит на всех, чтобы предотвратить социальный упадок в демократическом, экономическом, социальном и политическом плане. Каждый должен проявить волю к решению этой проблемы.
Совсем другие вещи обсуждаются как в дворцовых СМИ, правящих СМИ, так и в медиа-каналах, претендующих на оппозиционность им. Но правда не обсуждается ни в одном из них, вы не присутствуете ни в одном из них; требования нашего народа отсутствуют, представители курдского народа отсутствуют. Они играют сами с собой и играют для себя. По мнению одних, курдское движение заключило сделку с ПСР, они заключили сделку за закрытыми дверями, чтобы добиться переизбрания Эрдогана. Другие говорят, что курдский вопрос решен, что это вопрос менталитета и совершенно другая проблема. С другой стороны, они обсуждают только тот аспект курдского вопроса, который связан с оружием. Мы везде говорим, что оружие — это результат курдского вопроса, а не его причина. Если бы обсуждались истинные причины этого вопроса, оружие было бы бессмысленным. К сожалению, поскольку причины до сих пор не обсуждались в Турции, дискуссия ведется на основе последствий. Да, оба канала смотрят на курдский вопрос с разных точек зрения. Но куда смотрим мы, угнетенные, рабочие, курды? Мы говорим, что решение курдского вопроса — это возможность для народов Турции. Это создаст очень важную почву. Решение этого вопроса превратит Турцию в важную модель, как в экономическом плане, так и в качестве важной державы в регионе. Мы делимся с вами этими фактами.
«КУРДСКИЙ ВОПРОС – ЭТО ВОПРОС КОНСТИТУЦИИ»
Вопрос мира – это не то, что может быть достигнуто только на словах. Это правовая и конституционная проблема. Чтобы решить эту проблему, курды должны получать образование на своем родном языке. Должна существовать местная демократия. Доверенные управляющие не должны назначаться по чужой прихоти, игнорируя волю курдского народа. Турция должна отойти от монизма. В Турции должно быть равное гражданство. Турция – мозаичная страна. От этого понимания, которое сжимает Турцию до одной религиозной группы и одной идентичности, необходимо отказаться. По этой причине, если данная проблема подлежит обсуждению, этот и подобные ему процессы реформ должны быть осуществлены в срочном порядке. Вопрос не просто в призыве. Призыв может быть сделан. Вчера мы сказали, что господин Оджалан готовится к историческому заявлению, в котором он подготовит демократию и демократизацию Турции, решение курдского вопроса демократическими средствами и формулу честного мира. Надеюсь, в ближайшем будущем он сделает заявление о своих мыслях по поводу решения этой проблемы и ожиданиях общественного мнения. Хотя я не знаю точного содержания заявления, решение курдского вопроса и демократизация Турции заложены в самом этом заявлении».
Бакырхан подчеркнул, что Турция должна протянуть руку мира народам, живущим на северо-востоке Сирии, и что антидемократические действия, такие как захват муниципалитетов, должны быть прекращены.
Бакырхан также заявил:
«Чем сильнее мы будем, тем сильнее будет рука господина Оджалана, главного переговорщика. Чем больше мы заявляем о своих массовых возражениях, тем сильнее мы принимаем этот процесс, и переговорный процесс может перерасти в мирный. Господин Оджалан прилагает все усилия для достижения постоянного решения. Мы уже говорили, что те, кому он не нравится, прекрасно знают, как он сосредоточен на честном мире, как он создает формулы и дорожные карты для честного мира в камере площадью 12 квадратных метров на острове Имралы, и они смотрят на него с завистью. Господин Оджалан взял на себя очень трудную и важную роль. Необходимо отдать ему должное. Мы не должны оставлять все бремя на Имралы. Если здесь развернется сильная борьба и сильная организация, мы облегчим его бремя. Если мы будем лишь наблюдать, мы усугубим его бремя. Если мы действительно хотим решить эту проблему, мы должны взвалить это бремя и на свои плечи тоже.
«ГОСПОДИН ОДЖАЛАН ВЕДЕТ СЕРЬЕЗНУЮ ПОДГОТОВКУ»
Теперь я обращаюсь к правительству и господину Бахчели, который инициировал эти обсуждения: может ли главный переговорщик быть заключен в камеру? Как он будет вести переговоры? Есть ли условия для ведения переговоров в камере площадью 12 квадратных метров? Как главный переговорщик будет выполнять свой долг и играть свою роль, если делегация будет приезжать раз в месяц или раз в год и вести переговоры в течение нескольких минут или даже пары часов? Как будет вести переговоры человек, изолированный от общества, не знающий достаточно о том, что думает общество, и не имеющий каналов связи с ним? Если вы приняли его в качестве главного переговорщика, значит, вы снимете изоляцию. Вы должны найти способ донести мысли господина Оджалана до общества. До сегодняшнего дня мы это понимали, но теперь наступил иной момент. Вы говорите человеку, находящемуся в изоляции: «Вот, давайте вести переговоры». Такого нет нигде в мире. Поэтому, если мы будем сильными и организованными, мы сможем разрушить эту изоляцию. Мы можем объединить Оджалана с обществом и общество с Оджаланом. Встреча Оджалана с обществом – в интересах Турции, в интересах демократии. Встреча Оджалана с обществом, несомненно, может привести к эффекту, который ускорит этот процесс. Как можно скорее прекратите эту изоляцию и предпримите практические и конкретные шаги, которые позволят Оджалану встретиться с обществом, а обществу – встретиться с Оджаланом, чтобы мы могли поверить в вашу искренность.
Что будет делать тот, кто разоружится, куда он отправится, воссоединится ли со своей семьей? Создали ли те, кто говорит «он не должен оставаться в Сирии, Ираке или Кандиле», инфраструктуру для этого? В тюрьмах находятся сотни тысяч несправедливо и незаконно осужденных политических заключенных, что будет с ними? Что делать с проблемой родного языка, что делать с местными органами власти? Как быть с доверенными управляющими, которые узурпируют волю народа?
Господин Оджалан находится в состоянии серьезной подготовки. Он собирается сделать свой призыв, но если вы спросите меня, я не смогу дать вам ответ. На вопрос о том, что делает правительство, теперь должно ответить само правительство. Наша сторона ясна: мы за мир, переговоры и диалог. Мы выступаем за решение этих вопросов путем диалога. Мы за честный мир. Мы за решение, которое не позорит курдский народ. Мы хотим, чтобы наши курдские братья и сестры, арабы, друзы, езиды, армяне и люди других национальностей и убеждений в северо-восточной Сирии жили своей жизнью автономно на земле, которую они создали своей собственной волей, не подвергаясь нападениям. На эти вопросы ответит само правительство.
ДЕКЛАРАЦИЯ НАУРОЗА 2013
Вопрос о том, что содержится в этом призыве, задается очень активно. Конечно, мы не в Имралы. Мы довольствуемся тем, что передала нам делегация. Знаете ли вы, что будет в призыве; в 2013 году, на Науроз, призыв г-на Оджалана был зачитан перед сотнями тысяч людей в Амеде, который мы называем полярной звездой, краеугольным камнем нашей борьбы. Что сказал там господин Оджалан? «Пусть замолчат пушки, пусть говорят идеи». Теперь в новом призыве будет заявление, в котором говорят идеи и политика, устраняются конфликты и насилие, и на этой основе создается правовая и юридическая база. Мы ценим это.
Не мы страхуем процесс, а вы. Если вы поддержите процесс, правительство будет вынуждено предпринять шаги со своей стороны. Курдский вопрос, который принес столько боли, крови и слез, который поглотил всю энергию и экономику Турции, может быть решен демократическими средствами как можно скорее. Если вы, хозяева, отвернетесь, если вы, хозяева, оставите этот вопрос на усмотрение центра ПНРД и уходящей делегации, мы будем неполноценны в этом вопросе. Этот вопрос может не сработать так, как мы хотим. Мы приглашаем наших людей, страхующих работу, принять участие в борьбе. За 40 лет наконец-то есть возможность решить эту проблему, от которой мы так страдали. Но есть и риск. Возможность — это наша организация, наша сила. Но риск — это наше бесчувственное, молчаливое отношение, когда мы только наблюдаем за происходящим со стороны. Если мы хотим получить эту возможность сейчас, мы возьмем на себя ответственность, мы выйдем на улицы, мы пойдем к различным этническим и религиозным группам. Мы будем ходить от двери к двери. Мы скажем: «Мы здесь, мы вместе», мы скажем: «Мы поддерживаем волю господина Оджалана, мы поддерживаем то, что он говорит, мы поддерживаем его». Тогда будьте уверены, что никакая власть, никакое угнетение, никакая тирания не смогут помешать решению этого вопроса».