Абдулла Оджалан о самообороне, чести и любви: «теория розы»

ANF представляет выдержки из трудов Абдуллы Оджалана, которые были первоначально собраны Jin News, относительно его взгляда на самооборону.

В этом сборнике заметок Абдуллы Оджалана о самообороне обобщены его рассуждения о том, что он называет «теорией розы». Его цель – дать читателям представление о том, как Оджалан формулирует концепцию самообороны в ее связи с моральным и демократическим обществом.

Определяя самооборону как политику безопасности морально-политического общества, Оджалан утверждает, что, если общество утратило способность к самозащите, оно обречено потерять свои морально-политические характеристики.

«Такое общество, – пишет он, – либо колонизировано, либо находится в упадке, либо сопротивляется восстановлению своих морально-политических характеристик. Самозащита – вот название этого процесса. Общество, которое настаивает на том, чтобы быть самим собой, а не чем-то другим, навязанным ему; общество, которое отвергает все навязывания ex parte («со стороны», т. е. в интересах одной стороны и в ущерб другой) и колониализм, может развить это отношение только с помощью средств и институтов самообороны.

Самооборона – это не только борьба с внешними угрозами. Конфликты и напряженность всегда могут возникнуть в рамках внутренней динамики общества. Необходимо быть всегда готовым к самообороне, чтобы ограничить атаки и эксплуатацию со стороны капитала и монополий, чтобы стать демократическим обществом и быть в состоянии поддерживать такое существование».

Оджалан не только объясняет самооборону с антропоцентрической точки зрения, но и проводит аналогию между работой природы и человеческих обществ, представляя свою теорию самообороны как «теорию розы»: «Все живые существа нуждаются в питании, защите и воспроизводстве. Я всегда привожу пример розы. Роза отращивает шипы, чтобы защитить себя. Вы не можете представить себе розу без шипов. Поэтому я еще раз повторяю: защита необходима. Все живые существа нуждаются в защите так же, как в питании и размножении. Я называю это «теорией розы». Я много думал о розе. Даже у розы, у растения, есть самозащита. Достаточно взглянуть на природу, чтобы увидеть случаи самообороны. Разве мы не имеем права действовать в целях самообороны так же, как роза? Самооборона священна».

Затем Оджалан вспоминает свои детские годы, цитируя слова одного мудрого пожилого жителя деревни, который оказал на него влияние, сформировав его мысли о самообороне:

«Я помню, в нашей деревне жил пожилой человек. «Мы [курды] похожи на сухие куски дерева», – говорил он.

Однажды я спросил его: «Как это?»

Он ответил: «Даже дерево проникает в землю, даже в скалу и пускает корни, чтобы выжить. Неужели мы не в состоянии достичь этого?»

Оджалан советует всем, особенно женщинам и молодежи, разработать собственные концепции и механизмы самообороны, исходя из собственных обстоятельств: «Законная самооборона нужна всем. Именно поэтому я разработал эту концепцию. Все группы, и особенно женщины, должны защищать себя сами. Они должны развивать свою самооборону. Каждый должен знать, как защитить себя с помощью сознания и воли. Странно, что много раз я защищал тех, кто нуждался в самозащите. Но все должны знать, что каждый действует в целях самообороны, исходя из своих обстоятельств, где бы он ни находился».

В своем обращении к женщинам Оджалан говорит: «Не позволяйте никому претендовать на ваше тело, вашу душу, на вас самих. В любовных отношениях при капитализме нет труда, нет подлинной привязанности и любви. Любовь требует заботы, труда. Фархад и Ширин – тому пример. Это легенда, действие которой происходит в регионе Кандиль, и это – историческое событие. Фархад, чтобы достичь Ширин, проливает много пота, терпит много боли. По сути Фархаду ради своей любви пришлось бороться с правлением иранского шаха. Когда ему это не удалось, когда ему не удалось свергнуть иранское правление, он прыгает с высокой скалы в горах. Та любовь, которая не знает, как пожертвовать собой ради любви, ради своего народа, ничего не значит».

Абдулла Оджалан обращается ко всем женщинам мира со следующим призывом: «Я призываю женщин к самообороне. Женщины могут защитить себя с помощью самосознания и сильной воли. Я интересуюсь женским вопросом с семи лет. Меня даже называли «мужчиной, помешанным на женщинах»! Я всегда проявлял большой интерес к женщинам, которые вступали в наши ряды, я предупреждал их о трудностях нашей борьбы, я говорил некоторым из них не вступать, если они не верят в себя, если не верят в то, что смогут преодолеть трудности. Я всегда говорил женщинам, что нелегко сломать культуру, основанную на тысячелетнем патриархате, что это требует борьбы... Я всегда защищал наших друзей-женщин, но моя защита была только до определенного уровня. Женщины всегда защищали и защищают себя сами. Честь в наших рядах не имеет ничего общего с полом. Честь – это самосознание и сильная воля».