Исламско-турецкая государственная доктрина, заложенная в конституции Турецкой республики 1924 г., не была принята курдами без сопротивления. Восстание, вспыхнувшее 13 февраля 1925 г. в Амеде (Диярбакыре) под руководством курдского священника-суннита Шейха Сеида, положило начало широким волнениям среди курдов после окончания Первой мировой войны. Эти восстания последовали за окончательным формированием турецкого национального государства после распада Османской империи. Восставшие выступали против отрицания прав народа курдов, требовали политической автономии и не принимали фашистскую политику отуречивания.
29 июня 1925 г. Шейх Сеид и его сподвижники были казнены; однако, уже в мае следующего года начались новые курдские восстания. К этому времени турецкие власти уже выработали подход борьбы с курдским сопротивлением, разработав «План реформ на Востоке» (Şark Islahat Planı). Заявив, что это решение необходимо в условиях чрезвычайного положения, режим перешел к ассимиляционным мерам, включая депортацию, насильственное переселение и массовые убийства. Турция собиралась «решать» курдский вопрос военным путем, и в настоящее время ситуация не изменилась. То, что мы сегодня называем курдским вопросом, существует около сотни лет.
Три восстания в районе Арарата
Первое курдское восстание в этом районе провалилось в 1926 году из-за недостаточной подготовки. Вторая попытка продолжалась с 1927 по 1930 год. В отличие от первой попытки в Араратском районе, на этот раз среди участников восстания впервые звучала идея единства всех курдских сообществ с целью создания независимого государства. Эта борьба стоила многих жизней и закончилась бегством или убийствами вождей.
Третье и последнее Араратское восстание имело место в 1930 году. В это время курдское движение за независимость Хойбун, основы которого были заложены в 1927 г. в Ливане, заявило о своем намерении поддержать восстание. С этой целью участники движения направили в регион бывшего османского офицера Ихсана Нури-пашу, который стал главой восстания. Партизаны заняли район к северу от Вана на границе с Ираном и Битлисом. Однако, летом 1930 года 80 турецких истребителей и два армейских корпуса разгромили движение за независимость в долине Зилан в Эрджише.
Погибло до 55 тыс. человек
93 года спустя всё ешё не ясно, сколько жертв принесло подавление последнего Араратского восстания. По данным газеты «Джумхуриет», самого читаемого турецкого ежедневника 1930-1940-х годов, погибло около 15 тыс. человек. По свидетельствам выживших очевидцев и участников восстания, жестокими способами были убиты до 55 тыс. человек. Жителей деревень связывали и расстреливали из пулеметов, людей забивали до смерти и снимали с пленных скальпы, беременным женщинам вспарывали животы. Большинство жертв было изрешечено пулеметами. Для турецких газет, особенно для издания «Джумхуриет», курды были «как дикари из Африки», «каннибалы», «бандиты» и «чума для турецкой расы»; газеты праздновали массовое истребление этого народа. Через несколько лет режим превзошел и эту резню: в 1937-1938 гг. произошла бойня в Дерсиме.
Деревни, сожженные дотла после этнической чистки
После «чистки» в долине Зилан, как называли эту бойню власти Турецкой республики, имущество убитых отдали курдским предателям, проявившим лояльность правительству. Не менее 60 деревень были сожжены дотла. По данным газеты Berliner Tageblatt, турецкие войска уничтожили 220 деревень в районе Зилана. Всю территорию вокруг долины взяло под контроль государство, и спустя годы в некоторых деревнях, которые разрушительное безумие солдат Ататюрка обошло стороной, поселились киргизы и афганцы.
Следы трагедии затопляют воды у плотин
В 1992 году, после почти 14 лет строительства, начала работу плотина Кочкёпрю в Эрджише. В результате затопления некоторых деревень в долине Зилан под водой оказались бесчисленные массовые захоронения. В условиях пандемии коронавируса в долине возобновилось строительство четырех гидроэлектростанций, несмотря на вынесенное ранее решение суда о прекращении работ. Это значит, что все массовые захоронения с останками тысяч людей, убитых в 1930 году, скроются под толщей воды, когда ГЭС заработают. Столетний геноцид будет скрыт новыми преступлениями, а природная среда Курдистана будет уничтожена. Страна под властью Эрдогана остается верна своей роли генератора конфликтов.