Народная игра манкаля: развлечение для всех поколений
Народные и традиционные игры до сих пор остаются распространённым развлечением в населённых пунктах и деревнях в юго-восточной части округа Шаддади.
Народные и традиционные игры до сих пор остаются распространённым развлечением в населённых пунктах и деревнях в юго-восточной части округа Шаддади.
Игра манкаля, известная также под названием «бейт-буют» (рус. «дом домов»), считается одной из самых известных и популярных народных игр на территории северо-восточных районов Сирии – в неё до сих пор играют практически в каждом доме в округе Шаддади.
Шейхи кланов и племён бережно хранят игральные наборы в своих резиденциях в качестве символа народного наследия, доставшегося им от их отцов и передаваемого из поколения в поколение. Манкаля, наряду с игрой ад-дама остаётся наиболее распространённой в Аль-Джазире.
Согласно данным некоторых исследований и ряду исторических источников, история игры своими корнями уходит в глубь шестого века нашей эры. Учёные обнаружили в ходе археологических раскопок доказательства существования этой народной забавы уже в те далёкие времена во многих странах африканского континента, чьи народы к тому времени освоили осёдлое земледелие. Название же игры пришло из арабского языка, оно произошло от корня, означающего «перемещение», что обусловлено необходимостью перебрасывать игральные камни из одной лунки в другую.
Халиф аль-Джасим (75 лет) – один из приверженцев этой игры в округе Шаддади – говорит: «Мы унаследовали эту игру от наших предков и играем в неё воь уже семьдесят лет. Эта игра требует хорошей интуиции и быстрого счёта. Она вполне может посоревноваться с шахматами и другими играми, в основе которых лежит просчитывание ходов и интеллект».
Он отметил также, что в своё время проводились соревнования по манкалена сирийском общенациональном уровне, в которых принимали участие как простые любители этой игры, так и профессионалы. Турниры же и вовсе проводились практически в каждом уголке Сирии.
Халиф аль-Джасим был участником некоторых из этих первенств по «бейт-буют», проходивших в различных провинциях страны. Он играл с профессионалами и смог завоевать несколько наград. Ему даже довелось выйти за пределы сирийских границ, сыграв в манкалю с видными членами племён из соседней иракской провинции Найнава.
Рамадан ас-Сауд – профессиональный игрок в манкалю и ад-даму – описывает игровое поле как деревянную дощечку с семью лунками с каждой стороны. В каждой лунке, по его словам, находится несколько игральных камней. Необходимо перемещать камни между этими лункамиопределенным образом, чтобы выйти победителем.
Он упомянул, что на местном уровне ему часто доводилось играть в манкалюс шейхами племён, проживающими на территории, которая простирается от Камышло до крайней восточной окраины страны – Дерека и Дейр-эз-Зора. Он был самым известным игроком в эту игру среди членов племени Аль-Джабур.
Рамадан ас-Сауд подчеркнул, что эта народная игра, унаследованная жителями Сирии от их предков, является символом культурного наследия, передаваемым из поколения в поколение. По его словам, во всей округе нет практически ни одного дома, где в неё не играли бы, игральные наборы есть практически у всех шейхов местных кланов, ведь так они могут продемонстрировать наглядно приверженность настоящего поколения ценностям поколений ушедших.
Игра в манкалю в провинции Хасака увязана с существованием целого ряда традиций. Обычно в неё играют люди в возрасте дома у кого-нибудь из их круга. Игра нередко сопровождается пением народных песен, загадками и другими распространёнными развлечениями.