Феминистский лозунг, возникший в курдском движении, сформировал несколько десятилетий курдской политической мысли и получил распространение во всем мире после того, как смерть 22-летней Жины Махса Амини в иранской полиции нравов вызвала общенациональные протесты.
Книга Jin Jiyan Azadî (Женщины, жизнь, свобода) подчеркивает женский освободительный характер движения и является одним из наиболее важных результатов курдской политической мысли, кристаллизованной в jinеологии или женской науке, как ее называют курды.
Ниже приводятся выдержки из работ Абдуллы Оджалана, написанных на протяжении десятилетий, когда концепция обретала форму и набирала силу, чтобы сегодня влиять на растущее глобальное движение.
Дополнительную информацию об Оджалане можно найти на сайте кампании «Свободу Абдулле Оджалану». На сайте Книги Оджалана есть переводы на несколько языков большинства ранних работ курдского национального лидера, а Академия жинеологии предлагает обширную литературу по феминистской школе мысли.
ЖЕНЩИНА - НЕОТЪЕМЛЕМАЯ ЧАСТЬ ЖИЗНИ
«Я всегда говорю: женщина - неотъемлемая часть жизни. Но она должна стать сознательным и решительным действующим лицом в жизни, а не просто объектом, который является ее частью. В этом смысле решения, которые мы разрабатываем, предназначены не только для вас. Все общество остро нуждается в освобождении. Вы - пионеры освобождения в этой сфере. Задачи чрезвычайно сложны, и чтобы выполнить их, вы должны уделить им самое пристальное внимание». (Апрель 1989)
МЫ НАЗЫВАЕМ ЭТО JIYAN
«Мы называем это «Jiyan», жизнь. Вы превратили это в «Мирин»- «Кетин», смерть, упадок. Это должно измениться. Вы должны взять на себя инициативу, не так ли? Чтобы мужчины восхищались вами. У вас достаточно крепкие отношения, чтобы одержать победу в нескольких войнах, вы должны быть достаточно сильны, чтобы вести нас по этому пути.» (Июнь 1994)
БЫТЬ ТРАДИЦИОННОЙ ЖЕНЩИНОЙ НЕ ЕСТЬ ХОРОШО
«Многие из вас часто говорят нечто вроде: «Мы только начинаем знакомиться с жизнью, только сейчас понимая, что такое эмоции». Но разве до того вы не были сентиментальными? Настолько, что взяли себе в качестве имен «Jin» и «Jiyan»? Разве вы не были представительницами жизни? Почему вы только сейчас начинаете познавать некоторые высшие эмоции? Не слишком ли поздно? Разве вы не отстаете от жизни? Как далеко может зайти политизация человека, чьи эмоции настолько отсталы и запутаны? Насколько обоснованным будет их праксис? В традиционном понимании быть женственной - не есть хорошо.» (февраль 1995)
ЖИЗНЬ ДЛЯ НАС - СИНОНИМ ЖЕНЩИНЫ
«Необходимо сказать, что этой великой надеждой мы обязаны нашим доблестным героиням. Повторяю, для нас жизнь - это синоним женщины. Четыре курдистанские девушки совершили самосожжение. Зекия, Рахшан, Бериван, Ронахи - они являются величайшим свидетельством превращения «Jin» в «Jiyan». Как никогда прежде женщина находит свое место в этой войне как сильная сторона жизни. Невозможно понять жизнь и отдать ей должное, не отдав должное этим женщинам, нашим доблестным героиням Науроза, этим сильным сознательным жизням.» (Март 1996)
ЖЕНЩИНЫ И ЖИЗНЬ СТАЛИ АНТОНИМАМИ
«В истории нашего народа женщина и жизнь происходят от одного и того же корня. Но ближе к современности эти два понятия стали сильнейшими антонимами. Мы снова преодолеваем эту пропасть. Теперь мы объединяем «Jin и Jiyan», «женщину и жизнь». Это прекрасное развитие. Поэтому сегодня я праздную это событие вместе со всеми женщинами и желаю нам дальнейших успехов.» (февраль 1998 года)
ЕСЛИ ЖИЗНЬ ДОЛЖНА СУЩЕСТВОВАТЬ, ОНА МОЖЕТ ПРОЯВИТЬСЯ ЧЕРЕЗ ЖЕНСКИЙ ПОРЫВ К СВОБОДЕ
«В нашей реальности слова «женщина» и «жизнь» - одно и то же. В нашей национальной реальности «Jin и Jiyan» идут рука об руку. Но, как видите, если и есть два слова, которые в наше время наиболее оторваны друг от друга, то это именно эта пара. К сожалению, столетия нашествий и оккупаций в сочетании с общественным упадком привели к тому, что о женщинах забыли, а жизнь превратилась в ад. Самый славный характер женщин в начале истории, эта культура, которая сделала искусство из общества, производства, домашнего хозяйства и проявила себя как первые богини, сегодня стала абсолютной угрозой. Это должны знать все. Если будет жизнь, она будет существовать с женщинами, и может проявиться только через женское стремление к свободе. Я говорю это не просто так. В любых иных обстоятельствах жизни не будет. В противоположном случае человек не может оставаться человеком.» (Март 1998)
МЫ ХОТИМ, ЧТОБЫ ЖЕНЩИНА ОБРЕЛА ЖИЗНЬ
«Jin и Jiyan» уже означает одно и то же. Жизнь в Курдистане, понятие «Jin и Jiyan», аналогично. Jin означает жизнь, но в ваших руках сейчас она кажется мертвой. Мы хотим, чтобы женщина обрела жизнь.» (Август 1998)
ЖЕНЩИНА - ПЕРВАЯ ХОЗЯЙКА ЖИЗНИ В КУРДИСТАНЕ
«В Курдистане женщина - первая хозяйка жизни. Почему бы нам не придать ей новый смысл? Почему бы ей не стать собственницей? Этому мешает многовековое общество домохозяек, а точнее, мужчины. Почему бы нам не разрушить их?» (Июль 1998)
Я СЧИТАЮ АМОРАЛЬНЫМ НАВЯЗЫВАТЬ ЖЕНЩИНАМ ФОРМУ
«Мы должны быть сторонниками освобождения женщин. Я считаю аморальным навязывать женщинам форму. Женщина нуждается в своем «Xweda» (творце/боге). Ее «Xweda» рождает ее «я». Свободная женщина восходит как солнце. Понятия «jin», «Jiyan» весьма многозначны. Женщины должны быть сильными, свободными и обладать властью. Они очень преданы мне. Они не должны быть такими. Женщины не могут быть на сто процентов связаны со мной. Женщина - это существо, обладающее ценностью. Поэтому «Jin и Jiyan» - это ценность.» (Март 2013)
УЧИТЕ И ПРЕДСТАВЛЯЙТЕ САКРАЛЬНУЮ ФОРМУЛУ «ЖЕНЩИНЫ, ЖИЗНЬ, СВОБОДА»
«Условия и качество жизни, которые мы переживаем, - это сильнейший удар по безграничному женскому рабству и уродству. Для меня это также настоящий источник гордости. Важно то, как вы, - как индивиды и как организация, - будете воплощать суть этого образа жизни. На мой взгляд, условия, где невмешательство мужчин гарантировано максимально, и ваша формация - вот в чем секрет. В таких условиях вы даете наилучший ответ мужчинам. Кто-то рассуждает о потребностях и любви женщин. Но вы прекрасно знаете, что у этих людей нет ни мужества, ни сознания и красоты, необходимых для любви к настоящей женщине. То, что они называют потребностями и любовью, не выходит за рамки примитивного инстинкта. Однако в этих рамках любовь не может проявиться, она будет только убита. Все священные книги со времен Адама полны историй об убийствах от такой любви. Тем не менее, вы должны продолжать учить и представлять сакральную формулу «Женщины, жизнь, свобода». (Июнь 2013)
ЖИЗНЬ, КОНКРЕТИЗИРОВАННАЯ В «JIN И JIYAN», ПОТЕРЯНА
«Эта удивительная жизнь родилась здесь; она была конкретизирована в Курдистане в форме «Jin и Jiyan». На протяжении тысячелетий эта жизнь, определенная как «Jin и Jiyan», была потеряна там же, под властью иерархии и государственных органов.
Упадок жизни в курдском обществе лучше всего можно наблюдать вокруг феномена женщины. В общественной культуре, в которой реалистично сочетаются слова жизнь и женщина, все jin (женщина), Jiyan (жизнь), can (дух), şen (радость), cihan (вселенная) происходят от одного корня и выражают истину жизни и женщины. Истощение жизни в женщине - это самый главный признак истощения общества. Что осталось от культуры, которая вела к культу богини и заложила основы цивилизации вокруг женщины, так это огромное слепое отношение к женщине и жизни и низменная капитуляция перед инстинктом.
Мы всегда говорим, что условия, в которых «Jin и Jiyan» перестает означать женщину и жизнь, отражают упадок и распад общества. Без анализа этой реальности и отдачи всего себя делу свободы немыслима роль революции, революционной партии, авангарда или воинствующих элементов». (Манифест демократической цивилизации)