Восьмая лекция об экологии и жинеологии в Рожаве

Очередная лекция о Рожаве, подготовленная Глобальным университетом устойчивого развития, Центром гражданской дипломатии северо-восточной Сирии и институтом сотрудничества «Синергия», была выложена в Интернете.

Лекция №8 из цикла об экологии и жинеологии в Рожаве, которая прошла при участии Глобального университета устойчивого развития, Центра гражданской дипломатии северо-восточной Сирии и института «Синергия», выложена в общий доступ.

Лектором выступила Захрибан Хусейн, представительница академии «Жинеология», а докладчиком – Элеонора Ги Пиккарди, аспирантка Центра социальных исследований Португалии.

Захрибан Хусейн начала свое выступление, сказав, что природная среда – живая система. Наше отношение к ней, как к простой и мертвой материи, стало следствием индустриализации, что привело к катастрофическим результатам. Жинеология, наука о женщинах и экологии, представляет собой социальную дисциплину. Именно женщины приносят жизнь в этот мир. Жинеология же исследует жизнь, природу, женщин и то, как они сосуществуют. В курдском языке слова «женщина» и «жизнь» происходят от общего корня – jin. Таким образом, жинеология (jineoloji) – это ещё и поиск решений вопросов и проблем, стоящих перед женщинами в условиях патриархата, порабощения и вещизма.

Это реальность, которую необходимо признать и на которую следует дать адекватную реакцию, поскольку между природной средой и ролью женщины существует неразрывная связь и сходство. Курдский народный лидер Абдула Оджалан вывел постулат о том, что, освободив женщин, мы сможем спасти нашу природную среду. Жинеология ищет альтернативу существующей потребительской модели, которая отражает окружающую нас реальность. Цель науки – служить потребностям общества. Однако, сегодня наука служит разрушению экосистем и подрыву основ человеческого общества. Борьба за освобождение женщин – это реакция на сексизм. Понимая природу женщины, мы можем изменить и фиксированные роли, гарантирующие существование и сохранение базы, на которой возник сексизм. Таким образом, наша наука стремится и к освобождению общества от закостеневших стереотипов. Парадигма демократического конфедерализма основывается на демократии, жизни в согласии с окружающей средой и эмансипации женщин. Это три столпа концепции демократической нации.

Демократический конфедерализм пытается разработать методы, позволяющие реализовать эти принципы в рамках жинеологии. Мы придаем крайне важное значение просвещению, дабы учить людей думать самостоятельно, а также стремимся формировать отношение к политике, как к процессу организации нашей жизни и жизни всего общества. Этика и моральные ценности занимают центральное место в этом подходе к политической деятельности. Экономика также крайне важна для проекта, имеющего своей целью трансформацию общества. Какой экономический подход объединяет эти принципы? Демократический конфедерализм стремится к созданию социальной экономики, исключая воспроизводство капиталистической индустриальной среды и разрушение экосистем.

Таким образом, забота об экологии тесно связана с этими вопросами. Сегодня необходимо сделать радикальные шаги для защиты природы, а это чрезвычайно трудная задача, если вы живете в капиталистическом мире. Чтобы найти подходящее решение, сначала мы должны понять, как началось разрушение и эксплуатация природных ресурсов. Для того, чтобы общество выжило, мы должны вернуть себе уважение к миру, в котором мы живем. Экология и идеология должны быть взаимосвязаны. От этого зависит наше будущее и наши жизни.

Элеонора Ги Пиккарди напомнила об убийстве турецкими силовиками Нагихан Акарсель и других курдских политиков, ученых и активисток, выступавших в защиту прав женщин. Это насилие отражает постоянную и систематическую агрессию не только против женщин, но и против всех, кто пытается найти альтернативу капитализму. Жинеология – один из реалистичных ответов на капиталистическую и патриархальную интервенцию государства в жизнь людей. Жинеология фокусирует наше внимание на регионе Месопотамии и раннем становлении государственных структур и иерархических систем в этой местности. В древних матриархальных обществах, которые существовали в этом регионе, логика человеческого взаимодействия не была основана на дуалистических формах, которые возникли в иерархических системах позже, в процессе исторического развития.

Возникновение иерархии означало отказ от традиционных жизнеутверждающих ценностей в пользу власти, эксплуатации и накопления богатств. Но жинеология не линейна и не одномерна, как и история человечества. Это процесс, движущийся по спирали, и мы раз за разом возвращаемся к осознанию форм, которые существовали в матриархальные времена неолита, когда идем этой дорогой. Жинеология и знание, которое восстанавливает эта наука, обращают наше внимание на данный процесс. Так мы можем отказаться от иерархических и антиэкологических систем власти, разрушающих мир.