Матер, которая отбывает 18-летний срок заключения за якобы имевший место заговор с целью «свержения» правительства, подробно описала свои страдания в статье, которую она написала для турецкого новостного сайта Bianet в понедельник. Она рассказала, что ее просьба получить одноразовые тампоны, которых не было в тюремном магазине, несколько раз отклонялась турецкими властями, в том числе врачом, который утверждал, что турецкие женщины не пользуются тампонами.
«В столовой продаются только гигиенические прокладки, но не тампоны, поэтому я подала прошение об этом, – написала Матер. – Моя просьба была отклонена Министерством юстиции на том основании, что «тампоны не входят в число товаров, предназначенных для продажи в столовой».
Я думала, что могу попросить гинеколога выписать мне их. Однако (мужчина) врач, который раз в две недели посещает тюрьму из больницы Сади Конук, отклонил мою просьбу на том основании, что «турецкие женщины не пользуются тампонами». Что ж, в такие моменты мы понимаем, что даже у тампонов есть национальность».
Для женщин-заключенных надлежащий доступ к менструальным средствам является проблемой во многих развитых и слаборазвитых странах, но использование тампонов является своего рода табу для многих женщин в Турции, как и в других странах с мусульманским большинством, из-за неправильного представления о том, что тампоны могут повредить девственную плеву и, следовательно, «уничтожить девственность». «Я не могу этого доказать, но клянусь, что те, кто составляет список товаров, предназначенных для продажи в столовых, и те, кто их утверждает, – все мужчины», – отметила Матер.
Ее статья вызвала ярость в Интернете среди борцов за права женщин. «Прекратите превращать жизнь женщин в ад. Женщины не будут спрашивать вас, что использовать или не использовать во время менструации. Мы сыты по горло вашим высокомерием», – написала в Твиттере Айлин Назляка, глава женского отделения оппозиционной Республиканской народной партии (РНП).
В своей статье Матер также рассказала о других дискриминационных практиках, с которыми сталкиваются женщины-заключенные, проливая свет на гендерную дискриминацию в турецких тюрьмах. Она рассказала, что в то время как заключенные-мужчины могут стричься раз в 15 дней, женщины в ее тюрьме посещали парикмахера только раз в 14 месяцев. «В камерах женщины стригут волосы маленькими маникюрными ножницами», – добавила она.
«В мужских тюрьмах мужчины могут получать новую одежду от своих посетителей каждую неделю. В Бакыркёй мы можем получать ее только раз в месяц», – написала она. Матер находится за решеткой стамбульской тюрьмы Бакыркёй после того, как была осуждена в ходе судебного процесса, который был широко охарактеризован как направленный на подавление инакомыслия.
Турецкий суд в апреле 2022 года осудил Матер, а также еще семь активистов, включая филантропа и бизнесмена Османа Кавалу, за попытку свержения правительства в связи с их участием в общенациональных антиправительственных протестах в 2013 году, что вызвало международный резонанс со стороны международных гражданских групп. В то время Госдепартамент США назвал обвинения «несправедливыми» и призвал Анкару прекратить «политически мотивированные» преследования.