Символ сопротивления: Бериван
Биневш Агаль (Бериван) — одна из самых признанных революционерок в плеяде погибших героев борьбы за свободу. Прошло 34 года со дня героической гибели смерти Биневш, также являющейся символом женского сопротивления.
Биневш Агаль (Бериван) — одна из самых признанных революционерок в плеяде погибших героев борьбы за свободу. Прошло 34 года со дня героической гибели смерти Биневш, также являющейся символом женского сопротивления.
Биневш, символ восстания курдских женщин против угнетения, родилась в 1966 году в районе Башири в Батмане в езидской семье. Свое имя она получила в честь женского персонажа из одного из курдских любовных эпосов под названием «Джамбалие Мире Хаккари и Биневша Нарин». Биневш и ее семья, как и многие другие езидские семьи, мигрировали в Европу в 1980 году из-за притеснений, вызванных переворотом 12 сентября.
Участие Биневш в борьбе за свободу курдов оказало большое влияние на езидов, а ее готовность как женщины бороться до последнего пошатнула многие догмы. Если в закрытом езидском обществе женщина редко выходила из дома, то шаг Биневш к борьбе вызвал большое удивление. Переехав сначала в Курдистан, а затем в Ботан, Биневш впервые встала на сторону женщин. Биневш, или Бериван, как ее называли жители Ботана, занимавшаяся организационной деятельностью в Джизре, была очень популярна и пользовалась всеобщим уважением.
ОНА ОКАЗАЛА БОЛЬШОЕ ВЛИЯНИЕ НА ЖИТЕЛЕЙ БОТАНА.
Биневш, которая практически воцарилась в сердцах людей, придавала большое значение женской организации вцелом и прилагала усилия для активизации женщин в частности. Стиль работы Биневш, ее темп, отношения с людьми, любовь к детям, уважение к пожилым людям, а также то, что, несмотря на молодой возраст, она занимала позицию, благодаря которой к ней прислушивались во всех слоях общества, оказали большое влияние на жителей Ботана. В лице Биневш ожила действительность женщины, которая заставила жителей Ботана организоваться и побудила их добиваться свободы. Впервые люди увидели, что ими руководит женщина. Теперь женщины стали надеждой на освобождение народа.
Женщины Ботана всегда смотрели на Биневш как на свою землячку. 16 января 1989 года дом, в котором она жила в Джизре, был обнаружен по наводке, и была проведена операция. Отказавшись сдаться, Биневш сопротивлялась до последнего момента и погибла. Смерть Биневш вызвала большой взрыв гнева среди народа, и Биневш (Бериван) стала первым, что приходило на ум каждому при упоминании Джизре.
После ее смерти каждая семья считала своим долгом назвать новорожденную девочку Бериван. Биневш, символ восстания, женщина, организовавшая Науроз в Джизре, и другие женщины, которых ей с большими усилиями удалось организовать, продолжали быть пионерами сопротивления в Наурозах и на улицах. Женщины, организованные Биневшем, выступили против панцеров, вставая грудью против железа. В глазах курдских женщин Биневш стала духом сопротивления, духом сопротивляющейся женщины, объединенной с Наурозом.
АБДУЛЛА ОДЖАЛАН: ОНА ПОДХОДИЛА И ОБЩЕСТВУ, И ГОРАМ
Оценивая Биневш, героиню многих стихов и песен, курдскому национальному лидер Абдулла Оджалан сказал: «Бериван, которую мы отправили в Джизре, была езидской девушкой. Ее сестра привезла ее в Европу, чтобы Бериван присматривала за ее детьми. И когда она добралась до Джуди, она написала письмо, в котором упомянула, что великолепие гор и людей можно передать очень страстно. И она занялась этим. Так как она подходила для гор, но также она подходила и для общества. И она привязалась к жителям Джизре. Можно сказать, что эта наша товарищ была очень эффективна в пробуждении жителей Джизре. Она участвовала в обучении очень лаконично. Еще она не умела много читать. Она выросла в деревне, но слушала и понимала нас так искренне и так быстро, что ей не приходилось повторять дважды. Она даже практиковала это на определенном уровне».