Иран

Непрекращающаяся неопределенность: второй фиктивный суд над Варише Моради в Иране

После 325 дней содержания под стражей в суровых условиях, неоднократных допросов и двух безрезультатных судебных разбирательств курдская политзаключенная Варише Моради по-прежнему находится в правовой неопределенности.

Варише Моради (Джоанна Сине), заключенная в тюрьму курдская политическая активистка и член Ассоциации свободных женщин Восточного Курдистана (АСЖВК), 16 мая во второй раз предстала перед судом Исламской революции в Тегеране. После 325 дней содержания под стражей в суровых условиях, неоднократных допросов и двух безрезультатных судебных заседаний Моради по-прежнему находится в правовой неопределенности.

По словам источника, близкого к семье Моради, и на первом, и на втором слушаниях Моради обвиняли в «принадлежности к одной из оппозиционных групп, противостоящих иранскому государству» и в том, что она является «бааги» (повстанцем). Судья Салавати не позволил адвокату Моради защищать свою клиентку, что было расценено как нарушение прав подсудимой.

Согласно местным источникам в регионе Ирана, где проживает большинство курдов (восточного Курдистана), две недели назад первое заседание суда было отложено из-за решения судьи о дополнительных допросах и отсутствия судьи Амуи, что привело к дальнейшим задержкам. Результаты вчерашнего судебного заседания пока не были сообщены Моради.

По словам ее родственников, месяцы допросов, психических и физических пыток серьезно ухудшили состояние здоровья Моради, и ей требуется срочное специализированное медицинское лечение и физиотерапия. Агентство по правам человека Ирана ранее сообщало об ухудшении состояния Моради, подчеркивая, что по распоряжению судьи Салавати Моради была ограничена в телефонных звонках, посещениях семьи и доступе к адвокату.

Обвинения, предъявленные Моради, усилили опасения правозащитников по поводу возможности вынесения ей сурового приговора. В ответ на это гражданские активисты запустили петицию, чтобы привлечь внимание к ее делу как в Иране, так и на международном уровне.

В петиции говорится: «В связи с насильственным исчезновением товарища Джоанны Сине, организованного силами разведывательной организации КСИР и Министерства разведки, мы считаем Исламскую Республику Иран ответственной за создание угрозы для ее жизни. Мы призываем общественность, специального докладчика ООН по правам человека и международные правозащитные организации принять срочные меры в связи с насильственным исчезновением товарища Джоанны и сфабрикованными обвинениями против нее».

Правозащитные организации выразили серьезную озабоченность в связи с назначением судьи Салавати для рассмотрения дела Моради. Возглавляя 15 отделение Революционного суда Тегерана в течение двух десятилетий, Салавати приобрел в Иране дурную славу судьи, известного вынесением суровых приговоров, включая смертные казни, по таким обвинениям, как «ведение войны», «коррупция в стране» и «мятеж». За последние три года он вынес три смертных приговора и приговорил обвиняемых в общей сложности к 1500 годам тюремного заключения.

Моради, уроженка Санандаджа (Сине) в восточного Курдистана, была задержана сотрудниками службы безопасности 31 августа недалеко от Сине. С тех пор она содержится под стражей без доступа к адвокату. Первоначально она содержалась в городской тюрьме Разведывательного управления, но затем, в соответствии со строгими протоколами безопасности, была переведена в отделение 209 тегеранской тюрьмы Эвин, предназначенное для заключенных, представляющих угрозу безопасности.

Обращение иранского режима с женщинами-активистками вступило в новую фазу после восстания «Женщина, жизнь, свобода». В частности, активистка движения за права женщин Жина Модарес Георжи была приговорена к 21 году тюремного заключения, а на севере Ирана дела 12 активисток движения за права женщин и политиков в провинции Гилан были доведены до исполнения судебных решений.

По сообщениям защитников прав женщин, 13 июня апелляционный суд провинции Гилан оставил в силе предыдущие решения без проведения нового судебного разбирательства. В результате эти женщины-активистки были приговорены в общей сложности к 60 годам тюремного заключения.