Сирия

Конференция Академии жинеологии: обновляя женскую мудрость

Вторая конференция Академии жинеологии северо-восточной Сирии прошла под лозунгом «Обновление знаний и пересмотр женской мудрости».

25-26 сентября в конгресс-холе «Сердем» в Хасаке прошла вторая конференция Академии жинеологии под лозунгом «Обновление знаний и пересмотр женской мудрости в рамках жинеологии». Участие в мероприятии, на котором обсуждались методы познания науки о женщинах и женской революции, приняли 300 делегаток.

Подготовка к конференции началась три месяца назад, и за это время в ходе коллективного обсуждения были определены темы: «Интеллектуальные задачи в создании системы академий», «Методология жинеологии», «Роль жинеологии в процессе женской революции», «Метод и цели обучающих курсов жинеологии», «Универсализация жинеологии и уровень её распространения на Ближнем Востоке». По каждой из пяти тем были сформированы рабочие группы, которые провели исследования, опросы и семинары. После семинаров, в ходе которых проводились наблюдения, а затем анализ полученной информации, каждая группа начала составлять отчетные документы, обобщая сделанные выводы. Эти мероприятия прошли во многих точках мира, не ограничиваясь северо-восточной Сирией. На конференции был представлен итоговый отчет, включивший в себя наблюдения и выводы всех исследовательских групп.

Теперь собравшиеся обсудили методы женской науки, доступ к знаниям и отражение истории женщин в историческом и социальном плане. В отличие от классических позитивистских научных конференций, это мероприятие подарило участницам возможность говорить на своем собственном языке, определяя будущее женщин с точки зрения науки, искусства и культуры. Выразить этот принцип можно кратко, определив его такими словами: «Жизнь – это наука, а наука – это жизнь».

У входа в зал «Сердем» был открыт стенд с книгами, изданными Академией жинеологии. В вестибюле висели портреты и фотографии женщин-первопроходцев, таких как Гипатия, Роза Люксембург, Сакине Джансыз, Зейнеп Кынаджи, Арин Миркан, Нагихан Акарсель, Хелин Мурад, Исиян Арманч и Лейла Агири. Была организована выставка ремесленных работ женщин, живущих в деревне «Жинвар», и представительниц Фонда женщин.

Делегаток, вошедших в зал для конференции, приветствовали словами, которые приписывают богине Иштар. Конференция началась с исполнения песни Иштар, одной из древнейших в мире, и прочтения поэмы, найденной в её храме. Четыре женщины в национальных костюмах, представляющие народы северо-восточной Сирии, вышли на сцену и прочитали поэму, посвященную Иштар, на курдском, арабском, армянском и сирийском языках, в которой есть слова: «Я – богиня Иштар/Я – жизнь/Вы говорите, что я мертва, но я – закон/Я видела, как они разрубили меня на четыре части/Сейчас вы собираете меня воедино...».

Лейла Кахраман, сопредседательница Ассамблеи демократической Сирии (АДС), выступила со вступительной речью, начав с воспоминаний о погибших женщинах-первопроходцах:

«Кризис, серия конфликтов и хаос, переживаемые обществами, привели людей на грань вымирания и социального коллапса. Сегодня мы оказались в таком положении из-за деятельности централизованных авторитарных режимов, основанных на женоненавистническом, религиозном и национально-государственном менталитете, существовавшем на протяжении веков. Эта ситуация, вызывающая социальное, политическое и экономическое угнетение женщин и ухудшение социальных и культурных отношений между мужчинами и женщинами, проявляется наиболее ярко в ходе кризисов на фоне современной капиталистической действительности. Идеологическая система обслуживает этот упадочный строй. Капитализм провел различие между объектом и субъектом таким образом, что исключил женщин из всех значимых процессов, стереотипизировал их роли, сделал их подчиненной группой общества, систематически применяя механизмы и инструменты угнетения. Это коснулось всех сообществ. Угнетение и жестокость обрекли женщин на крайнее рабство, делающее их уязвимыми для всех форм запугивания и маргинализации. Всё это было сделано для того, чтобы остановить сопротивление женщин и исказить реальность освободительной борьбы. Однако, женщины не сдавались на всех этапах истории. Пятитысячелетняя история иерархического государства – это также история социального регресса, войн, геноцида и экологических катастроф».

После вступительной речи на курдском и арабском языках собравшиеся посмотрели фильм о взглядах курдского лидера Абдуллы Оджалана на жинеологию и освобождение женщин. Затем были зачитаны приветствия от Координационного совета Ассоциации женщин Курдистана (АЖК), Партии свободных женщин Курдистана (ПСЖК) и многих других женских организаций.

В ходе первой сессии Авин Ахмед, преподаватель кафедры жинеологии Университета Рожавы, выступила с докладом «Интеллектуальные обязанности в создании системы академий». Ахмед сказала:

«В демократической конфедеративной системе нашей академии идет работа над интеллектуальными, идеологическими и образовательными направлениями просветительской деятельности, которая служит свободному и демократическому развитию общества. Построить свободное демократическое общество можно путем революции умов, меняя менталитет и привнося в жизнь социума синтез моральных, политических и эстетических ценностей. Этот синтез необходимо дополнить культурной, интеллектуальной и научной революцией. Мир свободы мышления развивается на базе образования и науки, которая существует в стенах академий, организованных во всех сферах общественной жизни. Свободная воля рождается в наших сердцах, когда мысль и практика дополняют друг друга. По этой причине одной из главных обязанностей академий является подготовка научных кадров, которые будут заниматься просвещением и повышением уровня сознания в обществе. Для этого необходимо иметь широкий кругозор, открывающийся революции на Ближнем Востоке и во всем мире, а также знания о революции в Курдистане. У нас всё ещё есть ряд трудностей с точки зрения методов работы над эффективными социальными изменениями».

На второй сессии Алия Осман, сотрудница центра жинеологии в Хасаке, выступила с докладом «Методология жинеологии». «Что такое методология? Почему мы выносим этот вопрос на повестку дня? В чем заключается методология жинеологии? Мы постараемся ответить на ваши вопросы в рамках этой презентации», – сказала Осман. Она добавила:

«Методология не является самостоятельной дисциплиной. Как область философии, она охватывает исследования методов различных областей науки. Если мы определяем кратчайший и наиболее плодотворный путь достижения истины как метод, то методология – это совокупность и система этих усилий. Мы можем проследить дискуссии о методологии так же далеко, как поиск истины и наполнение жизни смыслом».

Алия Осман отметила, что жинеология рассматривает проблемы современного научного метода в рамках таких тем, как преодоление субъект-объектного различия, преодоление фрагментации науки и достижение целостного знания, восстановление баланса между первой и второй природой в освобожденной (третьей) природе, открытость методологическим дилеммам (универсальность-релятивизм, циркулярность-линейность, глобализм-локализм), реинтерпретация диалектики, осмысление метафизического измерения человека и различие между позитивной и негативной метафизикой.

Все выступления завершались вопросами и ответами. Когда первый день конференции подошел к концу, дети и женщины исполнили несколько песен в жанре денгбеж.

На второй день представительница Академии жинеологии северо-восточной Сирии Зарибан Хисен выступила с докладом «Методы и цели образования жинеологии». Хисен отметила, что обучающие курсы жинеологии, проходящие на научной основе, вносят важный вклад в повышение осведомленности и просвещение общества. Она подчеркнула значимость образования:

«Образование можно трактовать, с одной стороны, как науку, а с другой – как дисциплину, находящуюся в симбиотической связи с наукой. Наиболее точный метод определения того, является ли образование наукой или нет, – это использование различного опыта, источников и определений, начиная с нашей первой наставницы – матери-природы. Образование и наука – два явления, которые развивались по спирали и дополняли друг друга на протяжении всей истории человечества. С точки зрения исторической мудрости женщины, которая учила общество как первый учитель, как лучшая ученица природы, наука невозможна без образования, потому что большинство систематических знаний, необходимых для развития науки, приобретаются через образование. Точно так же трудно получить образование без науки. Образование – это необходимое условие для эффективного использования новых знаний, то есть для формирования науки и научного метода. Эти два понятия, по своему историческому происхождению почти не уступающие истории человечества, всегда занимали место в жизни общества, как неразрывное целое. Итак, каждая наука разрабатывает свои собственные тезисы и имеет некий опыт, закрепляя их и открывая для обсуждения через образование. По сути, образование можно трактовать как форму наблюдения, обучения, познания и доведения до сознания, а также как форму культурной передачи социального наследия».

На второй сессии выступила Зозан Михмед, одна из преподавателей кафедры жинеологии Университета Рожавы. Она подготовила доклад «Роль жинеологии в женской революции». Зозан Михмед сказала: «Мы определяем жинеологию, как науку о женской революции. Жинеология – это социальная наука, которая станет научной базой женской революции и будет служить целям общественных преобразований. Прежде всего, необходимо прояснить разницу между наукой и революцией, то есть разницу между наукой и идеологией. В XXI веке революция, не опирающаяся на научные основы, не сможет выполнить свою миссию. Когда наш лидер Абдулла Оджалан говорит, что разрыв между идеологией и социологией сокращается, он подразумевает новый анализ единства науки и идеологии. Короче говоря, идеология относится к идеалу, в котором мы хотим жить, а социология – к реальности, в которой мы живем. В этом смысле дистанция между идеологией и социологией имеет несколько измерений».

На последнем заседании Захида Мемо, представительница Академии, занимающаяся изучением Ближнего Востока, выступила с докладом «Универсализация жинеологии и уровень её распространения на Ближнем Востоке». Мемо рассказала об обучающих курсах, семинарах и исследованиях, проведенных при участии женщин из ряда стран Ближнего Востока, и сказала: «Борьба за освобождение женщин является одновременно глобальной и локальной, исторической и жизненно важной проблемой. Поскольку мы знаем, что истребление женщин по признаку пола в одной стране угрожает существованию, чести и достоинству всех женщин, достижения освободительной борьбы в одном регионе также служат ориентиром для борьбы за свободу женщин в других странах мира. Перед лицом системы геноцида, которая ставит под угрозу жизни женщин, состояние экосистем и положение общества во всем мире, нам необходимо глобальное решение, объединяющее опыт наших соратниц из разных регионов. Знания и культура женщин Ближнего Востока очень важны. Нам известны реалии исторических процессов и суть современной женской революции, мы знакомы с глубокими страданиями и угнетением. В этом контексте основная задача и базовый метод жинеологии – проанализировать реальность женщин, которая является сутью общества, увидеть признаки общественной напряженности на местном и глобальном уровне и выделить точки приложения наших усилий».

За презентациями последовал часовой перерыв, в ходе которого участницы поговорили о 14-летнем пути жинеологии и деятельности активисток и женщин-ученых в Курдистане, Европе, Южной Америке и на Ближнем Востоке, а также о журналах «Жинеология», «Жинвар», «Рамана Жин», «Шифа Жин» и книгах, которые выпустили женские издательства.

Затем участницы конференции подготовили итоговую декларацию.

После конференции собравшиеся посмотрели спектакль «Театр теней» о женской революции, подготовленный интернационалистками из Института имени Андреа Вольф, и танцевальный номер, исполненный группой танцовщиц из Армянской ассамблеи.