История общины езидов, которым постоянно приходилось претерпевать нападения, угнетения, преследования и пренебрежение, полна страданий и борьбы.
В результате беспрерывных преследований, связанных с их религиозными верованиями, когда их пытались оттеснить, как религиозное меньшинство, называя «поклонниками дьявола», или просто подвергали пренебрежению, езиды превратились в общину, утратившую в глазах других свой человеческий облик.
По словам статьи, опубликованной в газете «Yeni Ozgur Politika», политические органы, правящие в районе проживания езидов, включая правительство Ирака и полуавтономное региональное правительство Курдистана, оттеснили и изолировали езидов, оставив их незащищёнными перед лицом всевозможных атак.
3 августа 2014 года «Исламское государство Ирака и Сирии» (ИГИЛ) (запрещена в РФ) совершило нападение на горный регион Шенгала, являющийся родиной езидов. В результате этого нападения тысячи мужчин были убиты, а тысячи женщин и детей были похищены с целью сексуальной эксплуатации.
Почти 200000 езидов до сих пор рассеяны по территориям иракского Курдистана или другим регионам мира, в то время как тысячи других остаются пропавшими без вести.
Когда в 2015 году Шенгал был освобождён, некоторым семьям езидов удалось вернуться на свою родную землю. Вот что Дайе (Мать) Кочер рассказала об этих страшных временах:
«Они захватили нас в плен. Я была их пленницей в течение трёх лет и трёх месяцев. Одна из моих дочерей провела в плену 40 дней. А моя дочь Эзда находилась у них в плену три года. Потом меня перевезли в Ракку. Я была освобождена из плена, когда в Ракку вошли войска Сил демократических Сирии (СДС) и начали проводить там боевые действия».
Эзда молча слушала рассказ своей матери. Похоже, ей не хотелось говорить о том, что произошло в те времена. Но постепенно, углубляясь в рассказ своей матери, девушка набралась решимости: изменилось выражение её лица, изменился взгляд.
И в какой-то момент, прервав молчание, Эзда заговорила, рассказав следующее: «Мне было 13 лет, когда боевики организации ИГИЛ захватили меня в плен. Я чувствовала себя ещё ребёнком, когда они привезли меня в Таль Афар, но в тот же день я внезапно повзрослела. До их прихода мы были обычной счастливой семьёй. Как все дети, мы играли с друзьями, ходили в школу и бежали к маме, когда были голодными. Когда моя мать злилась на нас, она, шутя, бросалась в нас своими шлёпанцами, и мы со смехом убегали. Вот так мы жили и никому не причиняли зла. Зачем этот мир так поступил с нами?»
В тот день, когда боевики организации ИГИЛ захватили Шенгал, Эзде пришлось стать свидетельницей таких ужасных событий, о которых она не сможет забыть никогда. «Город стал другим, улицы стали другими, люди стали другими. Повсюду слышались крики, люди бежали по улицам. Везде была смерть. Я была шокирована, меня охватил ужас. Помню, как от страха я часами плакала».
«Мы всей семьёй ехали в машине, когда они остановили нас, заставили выйти из неё и привели в здание школы в Таль Афаре, где мы провели три дня. Потом они разделили нас. Они куда-то увели мужчин и оставили только женщин».
Когда женщины этой семьи оказались одни, боевики организации ИГИЛ отделили от матери трёх дочерей, среди которых была и Эзда.
«Вы не имеете права отнимать у меня моих дочерей», прокричала моя мать. Она не хотела отпускать нас и изо всех сил пыталась удержать нас при себе. В это время один из боевиков ударил её прикладом по голове. А я изо всех сил укусила одного из них за руку. Тогда он принялся избивать меня. Глядя на муки своей матери, я чувствовала её боль, забыв о своей. Даже когда мать упала, она пыталась держать нас за руки».
Это был первый день, когда Эзду разлучили с её семьёй. После этого в течение трёх лет ей, тогда ещё ребёнку, в одиночку пришлось сопротивляться и выживать, находясь в плену банд организации ИГИЛ.
«Я не испытываю чувства вины за то, что мне пришлось пережить. Меня захватили в плен, когда я была ещё ребёнком, которому хотелось играть в детские игры. Но они заставили меня страдать, подвергая непостижимым пыткам. Я не несу ответственности за то, что со мной произошло. Этот мир ответственен за то, что с нами сделали. Что бы мы ни говорили, мы не сможем передать ту боль, которую нам пришлось перенести, потому что эта боль невыразима».