Бойцы ЖОС: демократическая нация — альтернатива национальным государствам
Бойцы ЖОС, женщины разных национальностей, рассказывают о своей жизни, выборе и убеждениях.
Бойцы ЖОС, женщины разных национальностей, рассказывают о своей жизни, выборе и убеждениях.
По словам Абдуллы Оджалана, «суть демократической нации заключается в том, что общества, входящие в такое объединение, не связаны жесткими политическими границами, одним языком, культурой, религией и интерпретацией истории. Это подразумевает плюрализм и общность, а также свободу и равенство для граждан, которые живут в солидарности. Демократическая нация позволяет народу стать нацией самостоятельно, не опираясь на власть и государство, и народ может сделать эти шаги путем политизации. Эта концепция также призвана доказать, что создать структуры самоуправления с автономными институтами в социальной, дипломатической и культурной сферах, а также в экономике, праве и самообороне можно не только путем политизации, но и без трансформации в государство или поисков власти. Так строится демократическая нация».
Революция Рожавы продолжается на основе многолетней борьбы её народа. Она началась более десяти лет назад, и с тех пор жизнь общества качественно изменилась. Одна из целей этой революции – предложить решение курдского вопроса, проблем Ближнего Востока и осуществить демократические преобразования в целом. Она была достигнута в результате непрерывной борьбы народа и освободительной борьбы женщин. Это было признано демократическими движениями и политиками всего мира. За эти годы общество сильно изменилось, и важно понимать суть этих изменений. Одна из основных проблем, стоящих сегодня перед Ближним Востоком, – преодоление последствий многолетней политики угнетения, ассимиляции и геноцида. Решение этих проблем в конечном счете означает и создание альтернативы системе национального государства. Централизация, которая неизбежно происходит в условиях существования национального государства, связана с развитием капитализма, поскольку капитализм централизует власть в монополиях. Такое развитие усиливает фанатичные идеи национальной принадлежности до уровня, когда разнообразие становится невозможным. В своих работах Абдулла Оджалан критикует позитивистский менталитет, который оценивает любое явление строго аналитически – это подход, открывающий путь к политике геноцида, когда речь идет о народностях и нациях. В то же время курдский лидер критикует взгляды, сводящие понимание проблемы государственности к теоретическому феномену, который можно конструировать. Оджалан подчеркивает необходимость анализа проблемы, поиска её исторических корней и понимания её системности. Он предлагает парадигму демократической нации, разъясняя, что основной целью общества является его нравственное и политическое развитие.
Борьба за это преобразование включает в себя эмансипацию женщин и жизнь в согласии с окружающей средой, не нанося урона экосистемам. Это означает преодоление менталитета разделения. Вместо национального государства курдский лидер предлагает создать структуры самоуправления для представителей всех этносов, конфессий и социальных групп, проживающих в регионе, и в то же время предоставить каждому из жителей и любому сообществу возможность сохранить свою автономию и определять свою жизнь самостоятельно. Женщины были самой мощной преобразующей силой этой революции, их подход отличается гибкостью и непредвзятостью, и потому они стали первопроходцами в преодолении национальных, этнических и религиозных границ. Оценивая происходящее в северо-восточной Сирии, мы можем сделать вывод, что парадигма демократической нации развивается в этом регионе на практике. Именно борьба Женских отрядов самообороны (ЖОС) открыла путь к этим переменам. В рядах ЖОС состоят женщины самых разных религиозных и этнических групп, которые знакомятся с парадигмой демократической нации и создают собственные организационные структуры в рамках этой парадигмы.
Для многих из них это означало значительные изменения в мировоззрении и избавление от заблуждений, в которых мы все были воспитаны в той или иной степени. В ЖОС состоят многие арабские женщины, а также женщины христианской веры, езидки и прочие. Все они объединились для того, чтобы жить, не отказываясь от своей идентичности, и бороться за свободу вместе. Мы видим, какую отвагу проявляют молодые бойцы. Они преодолевают бремя традиционного общества и капиталистических национальных государств и строят собственную альтернативу. Мы пообщались с несколькими нашими друзьями из ЖОС, которые проходят эти процессы перемен. Они приняли участие в обороне нашей общей родины, они сражались в наших подразделениях, использовавших тяжелое вооружение, занимали должности оперативников, трудились в средствах массовой информации, занимались организацией революционной народной войны. Но прежде всего они взяли на себя ответственность за изменение себя самих и общества в целом. Мы взяли интервью у четырех из них, чтобы рассказать об их пути. История каждой из наших соратниц – часть жизненной реальности и истории ЖОС.