Координатор Союза армянских женщин Анаит Касабян заявила, что её организация продолжит борьбу за построение децентрализованных структур самоуправления в Сирии, обеспечивая равенство, справедливость и демократию, чтобы все народы могли жить вместе.
Союз армянских женщин, действующий в северо-восточной Сирии, укрепил свои организации благодаря парадигме Абдуллы Оджалана и продолжает свою работу каждый день. Корреспондент ANF побеседовал с Анаит Касабян, представительницей координационного совета Союза, расспросив её об истории организации, втором съезде и участии армянских женщин во всех сферах жизни социума до и после революции.
- Когда был основан Союз армянских женщин и какую цель ставили его основательницы?
- Порой армянки забывают о своей идентичности, растворяясь в разных нациях. Так было и в нашем случае – многие знали, что они принадлежат к армянскому народу, но не более того. Поэтому мы занялись просвещением, объединив армянских женщин в Ракке, Дейр-эз-Зоре и Хасаке. Мы отдали этой деятельности три месяца перед первым съездом. За это время было организовано и проведено 80 семинаров по истории, культуре и самобытности армянской общины. На этих мероприятиях мы обсуждали как заявленные темы, так и будущее мероприятие и его регламент.
Фактически, после этих обсуждений у нас и появился проект системы для армянских женщин, и на основе этой подготовки мы провели съезд. На первом съезде женщин Армении, состоявшемся 30 августа 2022 года, был провозглашено создание нашей организации под лозунгом «Союз армянских женщин воскресает спустя 107 лет». Впервые за 107 лет, то есть за срок, прошедший после геноцида армян, состоялся съезд женщин нашего народа. Союз армянских женщин был нужен нам больше, чем хлеб и вода. Женщина, которая не живет в рамках своей идентичности и культуры и не знает своей истории, может столкнуться с новым геноцидом в любой момент. Поэтому я могу сказать, что объединение гарантирует нам жизнь. Кроме того, армянские женщины, которые нуждались в освобождении от менталитета мужского доминирования, должны были вспомнить о собственной идентичности. Жить в рамках культуры и истории крупного сообщества, забыв свою собственную историю, культуру и идентичность, было рискованно. Конечно, самое главное – не оставаться в стороне от революционных событий в Рожаве, не забывать о женской революции. Нам необходимо принимать участие в деятельности женских организаций, обеспечивая развитие и просвещение наших соратниц.
- Какой была жизнь армянских женщин до 2012 года? Какое участие они принимали во всех сферах жизни?
- До 2012 года армянки были вовлечены в различные сферы. Но армянский народ не имел возможности сохранять свою историю, не мог развивать культуру и самобытность. Армяне жили в рамках системы режима Баас, были частью этой системы и служили ей. Они не участвовали в борьбе за перемены и преобразования с точки зрения свободных женщин, подчиняясь внешней силе. Тлетворное влияние государственной системы действовало на женщин, и я не ошибусь, если скажу, что у нас не было воли. Это отражалось на социальных отношениях. Армянская женщина и община потеряли свою идентичность.
- Какие изменения произошли после революции?
- Исторически армяне переживали трудные времена, жили в разных географических регионах и пользовались возможностью защищать, сохранять и передавать свою культуру новым поколениям. До создания Совета армянской общины мы занимались военной, политической и общественной деятельностью, и благодаря наличию организации мы стали сильнее. Эта военная, политическая и общественная деятельность оказала большое влияние на нашу способность строить организации. Стремление сформировать крепкую общину позволило сохранить самобытность. Создание Совета после революции помогло нашей организации стать сильнее, а наша деятельность вышла на новый уровень. Теперь армянская община может организовывать общественные мероприятия, чтобы беречь свой язык, религию и традиции, обеспечивая социальную солидарность. В мире существует около 130 политических партий, с их слов представляющих армянский народ. Однако, глядя на постановления, деятельность и борьбу этих партий, мы не видим подхода, который обеспечивал бы соблюдение прав нашего народа. Поэтому мы, представительницы общины армян, проживающих в северо-восточной Сирии, создадим политическую партию, возглавляемую женщинами.
- Вы сказали, что встречались со многими соратницами, организовывали обсуждения и семинары. Какими были взгляды армянских женщин на революцию Рожавы?
- Революция Рожавы получила оценку, как модель, позволяющая женщинам принимать активное участие в политической и военной сферах жизни общества. Тот факт, что женское движение Рожавы сотрудничает с другими этническими и религиозными группами и поощряет солидарность, был расценен, как важный шаг. Армянки были очень впечатлены таким подходом. Подобное взаимодействие открывает возможности для гармонии и сотрудничества. Тот факт, что женщины в Рожаве играли активную роль на военной арене, вдохновил многих из нас. Присутствие женщин в борьбе за мир и свободу служит примером для молодых поколений. Ветер перемен в Рожаве укрепил веру армянок в то, что подобные преобразования могут произойти и в их собственной общине. Многие наконец поняли и признали, что роль женщины должна быть переосмыслена. Армянские женщины считают, что женское движение Рожавы – прекрасный пример защиты своих прав и выражения собственной культурной идентичности. Стремление сохранить культурное разнообразие и обеспечить представленность различных этнических групп позволяет сберечь и нашу собственную культуру.
- Какие идеи вы можете предложить для диалога различных сил в Сирии?
- Мы вовлечены в деятельность по налаживанию внутрисирийского диалога. Мы были непосредственными свидетелями кровопролития в северо-восточной Сирии, и армянский народ сыграл важную роль в этой революции. Поэтому мы принимаем непосредственное участие в деятельности по урегулированию кризиса. Мы продолжим борьбу за построение децентрализованной системы самоуправления в нашей стране, где будут обеспечены равенство, справедливость и демократия, а все народы смогут жить вместе. На фоне нынешнего кризиса многие государства обосновались в регионе, пытаясь реализовать свои собственные интересы. Они пытаются оказывать влияние на институты и организации, представляющие сирийский народ. Их цель – нарушить целостность Сирии и добиться распада единой страны.
- Как армянские женщины, проживающие на северо-востоке Сирии, оценивают парадигму курдского лидера Абдуллы Оджалана?
- Все наши соратницы, проживающие в этом регионе, поддерживают и разделяют идеи Оджалана. Мы строим свои организационные структуры в рамках его парадигмы. Его идеология, его аналитические работы и парадигма, которую он разработал, были предназначены не только для курдского народа. Его труд обращен ко всем народам. Мы утверждаем, что идеи Оджалана приведут к решению проблем народов Ближнего Востока и всего мира. Армянки понимают, что ключ к решению лежит в руках курдского лидера. Поэтому наша приоритетная задача – добиваться его освобождения; это жизненно важно для женщин. Решение проблемы преследования и геноцида армянского народа – в его руках.
- 7 января состоялся второй съезд Союза армянских женщин. Какие перемены произошли благодаря прошлому съезду?
- Прежде всего, для того, чтобы наш Союз мог проводить более активную работу, нам была нужна координация. Поэтому была создана координационная структура Союза армянских женщин. Было решено, что представительства Армянского собрания и Союза армянских женщин будут располагаться в офисах местной автономной администрации. Ведется работа над небольшими экономическими проектами, которые позволят армянкам заниматься своим развитием и занять достойное место в обществе. Откроются курсы армянского языка, и особое внимание будет уделяться идеологическим знаниям. Женщины войдут в Военный совет Армении, будет обеспечено их участие в армянской политической партии, которую мы планируем создать. Мы будем считать этот год годом образования и просвещения, стремясь добиться преобразований в интеллектуальной сфере. Кроме того, в Ракке откроется отделение Союза армянских женщин.