Абдулла Оджалан о принципе «Женщины, жизнь, свобода» – речь от 8 марта 1997
В речи, произнесенной в 1997 году, курдский лидер и мыслитель Абдулла Оджалан говорит о жизни своей матери, размышляя над борьбой за права женщин.
В речи, произнесенной в 1997 году, курдский лидер и мыслитель Абдулла Оджалан говорит о жизни своей матери, размышляя над борьбой за права женщин.
8 марта 1997 года курдский национальный лидер Абдулла Оджалан, мыслитель и философ, выступил с речью по случаю Международного женского дня.
Находясь в заключении в турецкой тюрьме строгого режима на острове Имралы с февраля 1999 года, Оджалан размышлял над положением женщин и необходимостью эманципации. Здесь он окончательно сформулировал основной принцип борьбы – «Женщины, жизнь, свобода» (Jin, Jîyan, Azadî).
Этот лозунг подчеркивает освободительный характер женского движения и представляет собой один из наиболее важных результатов курдской политической мысли. «Понятия jin и jîyan весьма многозначны. Женщины должны быть сильными, они имеют право на свободу и должны обладать политической властью», – пишет Оджалан в своих записях.
«Фактически, слова «женщина» и «жизнь» означают одно и то же. Жизнь в Курдистане делает концепцию jin – Женщины и jîyan – жизнь нашим принципом. jîyan означает жизнь. Сегодня мы хотим, чтобы женщина обрела жизнь», – продолжает он в своих записях в августе 1998 года.
В 1997 году Абдулла Оджалан начал свою речь с праздника, Международного женского дня 8 марта. Затем он коснулся положения женщин, а также описал жизнь и свободу, основываясь на своих наблюдениях за матерью.
«Я сделал выводы, что жизнь закончилась, семья умерла, страна никогда не существовала, а народ был на грани гибели, по истории своей матери. Тогда я пришел к выводу, что хочу быть ребенком свободной матери, зная, как она дорога мне. Я хотел для нее свободной страны, где она будет хозяйкой своей жизни...», – говорит он.
Феминистский лозунг «Женщины, жизнь, свобода», сформулированный курдским освободительным движением, шлифовал политическую мысль курдов несколько десятилетий. Он получил глобальное распространение после того, как смерть 22-летней курдянки Жины Махсы Амини, избитой иранской «полицией нравственности», вызвала общенациональные протесты.