Эпицентр вспышки коронавируса в Турции находится в Стамбуле

В Турции идет политическая борьба за конкурирующие программы помощи бедным на фоне усилий правительства по удержанию экономики на плаву.

Глава турецкого режима Реджеп Тайип Эрдоган заявил, что Турция столкнулась с «исторической катастрофой», поскольку страна пережила смертоносный день из-за пандемии коронавируса, и предостерег от политических спекуляций в условиях, когда его правительство борется с оппозиционными мэрами по поводу реакции на быстро распространяющуюся вспышку COVID-19.

Еще 79 человек погибли за последние 24 часа, в результате чего число погибших достигло 356 человек, о чем сообщил министр здравоохранения Фахреттин Коджа. У 2 456 человек положительный результат теста, и в настоящее время в стране насчитывается 18 135 подтвержденных случаев заболевания. Тестирование увеличилось до 18 135 анализов в день - почти вдвое по сравнению с тем, что было всего пять дней назад.

Вирус заразил 601 медицинского работника в Турции, сообщил Коджа в среду. Джемиль Ташиоглу, врач-терапевт, преподававший в Стамбульском университете, стал первым врачом, который умер после положительного теста на коронавирус.

Фармацевты предупредили, что им тоже грозит опасность, побудив стамбульского губернатора сократить их рабочий день на час. Стамбульская палата фармацевтов заявила на прошлой неделе, что ее члены заболевают, поскольку пациенты с диагнозом COVID-19 вынуждены посещать аптеку за аптекой, чтобы купить лекарства, что делает аптеки центром распространения эпидемии.

Греческий паром, арендованный турецкой компанией, был помещен на карантин в Афинском порту Пирей после того, как 120 из 383 членов экипажа и пассажиров дали положительный результат на вирус.

В среду Koджa впервые опубликовал данные о географии заболевших, которые показали, что большинство из них – 8852 человека – находятся в крупнейшем городе страны Стамбуле, 853 случая заболевания – в Измире и 712 – в столице страны Анкаре по состоянию на среду. По его словам, в настоящее время вирус распространился на 81 провинцию Турции. Он поделился данными, показывающими, что один инфицированный пациент распространил вирус на 30 других.

То, что Стамбул стал местом 60% случаев заболевания, побудило мэра города Экрема Имамоглу повторить свою просьбу к правительству о том, чтобы город с населением в 16 миллионов человек находился под домашним карантином. В то время как правительство ограничило передвижение внутри Стамбула и за его пределами и призвало турок оставаться дома, Эрдоган до сих пор не ввел полный карантин, утверждая, что «колеса производства» должны продолжать вращаться, чтобы сохранить экономику. На долю Стамбула приходится более четверти национального производства Турции.

«В то время как мы переживаем историческую катастрофу, мы находимся в лучшей позиции по сравнению со многими другими странами, но этого недостаточно. Мы ведем нашу борьбу без паники, предпринимая умные, сбалансированные и реалистичные меры», – сказал Эрдоган мэрам своей партии и ее националистическому партнеру (ПНД) в видеоконференции, которую транслировали в прямом эфире телеканалы.

Мэры трех крупнейших городов Турции, которые контролируются главной оппозиционной партией, не участвовали в этой встрече. Имамоглу и мэр Анкары подали иск против правительственного приказа о закрытии муниципальных фандрайзеров, созданных для помощи малообеспеченным жителям. Запрет появился после того, как Эрдоган объявил о своем собственном общенациональном движении. Он заявил, что конкурирующие с его программой самостоятельные благотворительные усилия городов являются формой сепаратизма.

Медицинские работники обеспокоены тем, что политическое перетягивание каната между государственными и местными чиновниками может привести к ухудшению работы по сдерживанию инфекции.

В четверг президент выступил с завуалированным предупреждением против попыток соперников «ослабить и запятнать» национальную кампанию по сбору средств, которую он ведет. «Наш народ даст соответствующий ответ тем, кто считает, что они находятся вне и выше государства – Турецкой Республики. Я ясно говорю, что те, кто пытается взорвать проект, который символизирует партнерство 83 миллионов граждан, не просто проявляют халатность. Массовое сознание не забудет тех, кто занимается политическими спекуляциями в такое время». – сказал Эрдоган.

Большая часть первоначальных пожертвований на кампанию Эрдогана поступила от государственных компаний и государственных чиновников. С тех пор пожертвования расширились, включив в себя деньги от футбольных клубов, семей и общин религиозных меньшинств Турции, что позволило собрать 552,5 миллиона лир (84 миллиона долларов).

«Просьба центрального правительства о помощи вызывает подозрения, что казна пуста, – сказал Ахмет Давутоглу, бывший премьер-министр Эрдогана, который порвал с ним, чтобы сформировать новую партию. – Если вы не видите, что экономический кризис сжигает домашние хозяйства, то нам всем придется готовиться к социальному взрыву».

Правительство ввело спасательный пакет в размере 15 миллиардов долларов, главным образом в форме кредитных гарантий и налоговых льгот. Прямая денежная поддержка тех, кто пострадал от резкого экономического спада, составляет лишь небольшую часть помощи. Но увеличение военных расходов во время двух военных кампаний в Сирии за последние шесть месяцев и использование валютных резервов для поддержки лиры, пострадавшей от валютного шока в 2018 году, может негативно сказаться на государственных финансах.

Турецкий экспорт упал на 18% в марте, потянув показатель первого квартала вниз на 4% – до $ 42,8 млрд. Об этом сообщило в четверг министерство торговли, ссылаясь на экономические последствия эпидемии на зарубежных рынках. По словам министра туризма Мехмета Нури Эрсоя, до праздника Курбан-байрам, который начинается 24 мая, туристическая индустрия не наберет 35 миллиардов долларов. Turkish Airlines продлила свой запрет на международные рейсы до 1 мая, но рейсы не вернутся в нормальное русло до конца июня, сказал он. Турция также ограничивает внутренние рейсы и закрыла второй по величине аэропорт страны.

Международные финансовые институты ухудшают прогнозы перспектив роста Турции, а Bank of America выдал прогноз о сокращении ВВП страны на 2,3% в 2020 году (согласно Bloomberg). На данный момент правительство придерживается своей цели роста на 5% в этом году.