Турецкие дипломаты пытаются очаровать Вашингтон

Поскольку российско-турецкие отношения стали напряженными из-за поддерживаемого Москвой сирийского наступления в Идлибе, Турция ищет возможности для улучшения отношений с США.

Делегация турецких парламентариев посетила Вашингтон на этой неделе, чтобы встретиться с американскими законодателями, журналистами и экспертами и выразить надежду на то, что страны, бывшие союзниками 70 лет, смогут преодолеть угрозы Конгресса ввести санкции за покупку Турцией российской системы ПВО С-400 и вторжение в северо-восточную Сирию осенью прошлого года (направленное на то, чтобы оттеснить сирийские курдские силы от ее границы).

«Нет» никогда не является ответом в дипломатии», – заявил журналистам на брифинге в турецком посольстве председатель Комитета по иностранным делам парламента Турции и член правящей Партии справедливости и развития (ПСР) Волкан Бозкир, возглавляющий делегацию из шести членов. «Все подлежит обсуждению», – добавил турецкий дипломат.

Визит турецкой парламентской делегации в Вашингтон состоялся в связи с визитом в Анкару высокопоставленного представителя США по Сирии Джеймса Джеффри, который дал оптимистичную оценку американо-турецкому выравниванию взглядов как по Сирии, так и по Ливии.

«У нас очень близкие геостратегические цели с Турцией в тех двух областях, где вы сейчас располагаете силами – в Ливии и Сирии, – сказал Джеффри в интервью турецкому телеканалу NTV 12 февраля. – Я не хочу вдаваться в детали некоторых из этих разговоров, потому что мы все еще находимся в точке, предшествующей тому моменту, когда могут быть приняты дальнейшие решения, но у нас есть тщательный анализ того, какие имеются между нами проблемы».

«Мы намерены продолжать тесную координацию и обмен информацией, чтобы быть полезными друг другу, – продолжил Джеффри. – Обе наши страны очень обеспокоены ролью России в Ливии и Сирии в целом, а также в Идлибском наступлении. Мы дали понять нашим российским коллегам, что эта их деятельность неприемлема».

Турецкие парламентарии высоко оценили слова поддержки со стороны Вашингтона на фоне идлибского наступления и осуждения Вашингтоном этого наступления и неспособности России его сдержать.

Они также выступали против возможного введения Конгрессом санкций, в том числе в рамках закона «О противодействии американским противникам посредством санкций (CAATSA)» 2017 года. Они отметили, что администрация Трампа сама выступила против санкционного законодательства, предложенного председателем сенатского комитета по международным отношениям Джимом Ришем, республиканцем из Айдахо, и высокопоставленным демократом Бобом Менендесом из Нью-Джерси в семистраничном документе, направленном Госдепартаментом законодателям США в декабре и впервые опубликованном в The Daily Beast.

«Трамп – это брандмауэр для них, единственный, кто не готов наказать Турцию», – сказал Аарон Штайн, эксперт по Турции, который возглавляет ближневосточную программу в Институте исследований внешней политики, сообщает Al-Monitor.

«Это все туманно, - задумчиво произнес Штейн, размышляя о том, когда могут быть введены санкции CAATSA. - Трамп должен их реализовать. Следующая кризисная точка будет в апреле, когда С-400 в Турции активизируется».

Демократы на Капитолийском холме заявили, что отсрочка является временной.

«Мы недавно обсуждали, как переориентировать внимание Конгресса на санкции против С-400, - сказал Al-Monitor помощник конгрессмена-демократа, пожелавший остаться анонимным. - Это одно из немногих мест, где мы все находимся в постоянном контакте. Есть сильное желание подтолкнуть администрацию и пристыдить их, чтобы они поступили правильно».

Но другой бывший помощник демократа в Конгрессе сказал, что он чувствует, что лидер республиканского большинства в Сенате Митч Макконнелл может помешать принятию законопроектов о санкциях.

Турецкие законодатели могут посетить Вашингтон в самый подходящий момент, но Конгресс вряд ли будет навсегда очарован их словами и сможет всегда ощущать глубокое беспокойство о траектории Турции. Об этом сказал Айкан Эрдемир, бывший турецкий оппозиционный парламентарий, который возглавляет турецкую программу в Фонде защиты демократий.

«Турецкое правительство видит в этом момент, когда они могли бы иметь более дружелюбное ухо в Вашингтоне, – сказал Эрдемир «Аль-Монитору». – Это также дает им лучшую возможность возбудить дело против санкций CAATSA и потенциальных штрафов со стороны суда (Южного округа Нью-Йорка) – штрафов против турецкого государственного Halkbank. В 2020 году на повестке дня Эрдогана стоит вопрос об избежании санкций CAATSA и штрафов в отношении Halkbank».

«Эрдоган знает, что он может наслаждаться хорошим отношением один на один с президентом США Дональдом Трампом, который разделяет его транзакционный подход к внешней политике, – продолжил Эрдемир. - Но, имея дело с Конгрессом, Эрдоган знает, что он должен действовать на нескольких фронтах. Турецкое правительство тратит миллионы на армию лоббистов, но, похоже, не преуспело в том, чтобы приукрасить запятнанный имидж Эрдогана.

На данный момент стратегия Трампа будет двоякой: если Трамп будет вынужден вводить санкции CAATSA против Анкары, он будет делать это как можно медленнее и выберет самые легкие санкции из возможных вариантов».

«Учитывая нынешнюю напряженность в турецко-российских отношениях, вполне естественно, что Вашингтон видит в этом уникальную возможность вернуть Турцию в лоно трансатлантического альянса», – сказал Эрдемир. Но он был настроен пессимистично в отношении того, что усилия США по сближению с Турцией увенчаются успехом.

«Турция Эрдогана так далеко ушла от США - не только от трансатлантического альянса, но и от его ценностей, особенно от парламентской демократии, прав человека и верховенства закона, что будет очень трудно повернуть назад, – заявил он. – Восстановление либерально-демократического порядка в Турции – миссия невыполнимая. Турция Эрдогана может вписаться в чисто военный союз, но не в политический союз, который хранит демократические ценности. На данный момент правительство Эрдогана лишь имеет возможность оказаться в гостеприимном доме блока авторитарных стран».

А пока, по крайней мере, у Турции имеются дружеское ухо и открытая дверь Трампа, который считает, что все можно обсудить за определенную цену.