Светский шиизм на подъеме в шиитском полумесяце
Шиитский полумесяц – территория, где имеется благодатная почва для роста политического шиизма в последние десятилетия, сейчас является свидетелем подъема нового, светского шиизма.
Шиитский полумесяц – территория, где имеется благодатная почва для роста политического шиизма в последние десятилетия, сейчас является свидетелем подъема нового, светского шиизма.
После падения доминирующего в Ираке суннитского баасистского режима Саддама Хусейна король Иордании Абдалла II в 2004 году предупредил о подъеме религиозно-политического движения, основанного на шиитском политическом исламе на Ближнем Востоке. Этот регион он назвал шиитским полумесяцем, а затем иранским полумесяцем. Этот полумесяц тянется от Ирана до Персидского залива, затем до Ирака и Ливана.
Но сейчас в этом регионе наблюдается новый шиизм, который противостоит политическому исламу и призывает к светской демократии. Действительно, некоторые религиозные лидеры в трех основных странах полумесяца – Иране, Ираке и Ливане – разрабатывают теологию, которая поддерживает секуляризм.
Представитель высшего духовенства Ирака аятолла Али аль-Систани сказал об этом в пятничной проповеди в Наджафе 12 декабря: «Люди являются источником власти, и она получает свою легитимность от них». Он попросил политиков выйти к народу, чтобы помочь разрешить нынешний кризис, выслушать его и организовать досрочные выборы после формирования независимой избирательной комиссии и справедливого избирательного законодательства. Он предупредил об иностранном вмешательстве в иракские дела, упоминая, в частности, Иран, а также другие влиятельные иностранные силы в Ираке.
В предыдущих выступлениях он критиковал идею «опеки исламского правоведа (велаят-э-факих), которая является политической формой государства в Иране (фактически шиитской теократией, властью шиитского духовенства. – прим. редю). «Религиозная власть только дает советы и рекомендации в направлении интересов народа, но в конечном итоге именно народ решает, что лучше для его нынешней жизни и для будущего, без какой-либо опеки со стороны каких-либо партий», – сказал аль-Систани.
Во время своего религиозного руководства Систани сформулировал светскую политическую доктрину, «гражданское государство», в противовес велает-э факих. Он также поддержал идею разделения государства и религиозных институтов.
Шиитский священнослужитель, близкий к Систани, сказал «Аль-Монитору», что семинария Наджафа поддерживает либеральную светскую демократию и выступает против всех видов теократии. Он добавил, что если прислушаться к заявлениям и речам Систани, то можно обнаружить четкое направление на Запад – противоположное тому, которое было принято иранским режимом.
В Ливане массовые протесты активно поддерживают священнослужители, находящиеся под влиянием иракской семинарии Наджаф.
Шейх Ясер Ода, видный шиитский священнослужитель, подверг критике двух главных шиитских лидеров Ливана – Хасана Насраллу и Набиха Берри – за их угрозы в адрес протестующих ливанцев и за обвинение участников протестов в связях с Соединенными Штатами и Израилем.
Члены движения «Амаль» Берри и «Хезболла» Насроллы атаковали протестующих в Бейруте 10 декабря, ранив некоторых из них.
Ода принадлежит к шиитской религиозной школе, противостоящей велаят-э-факих в Ливане. Эта школа была создана несколькими шиитскими священнослужителями, прежде всего Мохаммадом Мехди Шамседдином (1936-2001), который был одноклассником Систани и разделял с ним идею гражданского государства.
Бывший генеральный секретарь «Хезболлы» шейх Субхи аль-Туфейли также является одним из нескольких шиитских ливанских священнослужителей, находящихся под влиянием Наджафа и выступающих против идеи велаят-э-факих и против подчинения «Хезболлы» Ирану.
В интервью «Аль-Монитор» в 2014 году видный ливанский священнослужитель Хани Фахс сказал: «Я призываю к гражданскому, современному, демократическому и плюралистическому государству, основанному на законе и правах человека, чтобы обязательно сохранить религию от зла некоторых благочестивых людей, которые случайно смешивают религию с государством».
В том же духе некоторые реформисты в Иране поддерживают протестное движение в стране и критикуют Верховного лидера аятоллу Али Хаменеи за его жесткую реакцию против участников протестов.
Видный иранский реформист Мир Хосейн Мусави 30 ноября подверг критике Хаменеи и его абсолютную власть, основанную на идее велаята-э-факих. Он заявил Хаменеи в публичном письме, что его жестокие действия против протестующих приведут в будущем к новой революции.
Лидер реформистов Мохаммад Таги Карруби, сын реформистского священнослужителя Мехди Карруби, назвал Хаменеи диктатором, который использует религию для расширения своей политической власти.
Иранские реформистские теологи, такие как Абдолкарим Соруш, Мохаммад Моджтахед Шабестари и Мостафа Малекян, строят современную шиитскую теологию. поддерживающую светскую политическую систему.
Похоже, накопление усилий реформистов, теологов и священнослужителей в последние десятилетия в Иране, Ираке и Ливане принесло свои плоды на улицах, заставляя многих участников протестов желать шиизма, который находится вне политики.
Этот шиизм является инклюзивным, плюралистическим, националистическим и светским, он верит в либеральные ценности в дружественной связи с религиозными ценностями в соответствии с современной шиитской теологией.
Более 13 лет назад ирано-американский ученый и писатель Вали Наср заявил, что в регионе наблюдается подъем политического шиизма, ориентированного на Иран. Но, похоже, провал политики Тегерана в регионе вызвал ответную реакцию против Ирана, открыв пространство для призывов шиитских теологов к созданию светского, а не религиозного государства.