Реакция на «сделку века» в Израиле и Палестине
Президент Палестинской Автономии (ПА) Аббас заявил Нетаньяху: мы вольны прекратить координацию безопасности в любое время, сообщает израильская газета «Джерузалем Пост».
Президент Палестинской Автономии (ПА) Аббас заявил Нетаньяху: мы вольны прекратить координацию безопасности в любое время, сообщает израильская газета «Джерузалем Пост».
Президент ПА направил собственноручное письмо, в котором заявил о возможности отмены усилий по координации безопасности с Израилем после обнародования «сделки века».'
На следующий день после того, как были опубликованы детали плана Трампа, представленные в совместном заявлении президента США и премьер-министра Биньямина Нетаньяху, президент Палестинской Автономии Махмуд Аббас направил письмо министру гражданских дел Палестинской автономии Хусейну а-Шейху, который встречался с министром финансов Израиля Моше Кахлоном. А-Шейх передал Кахлону послание, написанное по-арабски и почерком Аббаса, которое тот, в свою очередь, должен был передать Нетаньяху.
В письме Аббас утверждает, что этот план на самом деле демонстрирует отказ США и Израиля от соглашений, достигнутых в Осло. Аббас также добавил, что, если соглашение будет одобрено Израилем, «ПА будет считать себя вправе разорвать любые соглашения, подписанные с Израилем, включая координацию безопасности между двумя сторонами».
Бенни Ганц, лидер израильской оппозиции, одобрил «сделку века»
В то же время лидер ведущей оппозиционной партии Израиля (бело-голубые) Бенни Ганц заявил, что одобряет план Трампа и вынесет его на голосование в Кнессет (израильский парламент).
Лидер бело-голубых сказал, что его партия хочет безопасного государства Израиль, которое является «еврейским и демократическим», с безопасным отделением от палестинцев.
Вместе с тем он настаивал на том, что поспешные шаги по реализации отдельных частей плана без региональной поддержки могут помешать осуществлению плана в целом.
Выступая на конференции Института исследований национальной безопасности в Тель-Авиве, Ганц попытался перехватить инициативу у премьер-министра Биньямина Нетаньяху, который стоял рядом с президентом США, когда тот раскрыл содержание своего плана.
План Ганца состоит в том, чтобы внести в Кнессет то, что кажется декларативной резолюцией, одобряющей план Трампа. Так он поможет Нетаньяху принять план Трампа в Кнессете. Дело в том, что значительное число депутатов от правой партии «Ликуд» (партия Нетаньяху), а также все правые религиозные депутаты, которые входят в единый блок с Нетаньяху, не смогут проголосовать за этот план из-за (формального) принятия им Палестинского государства.
«Как израильский патриот, я говорю, что эта программа отражает основные принципы, записанные в бело-голубой избирательной платформе, и составляет основу будущего соглашения на Ближнем Востоке», - сказал Ганц. – Я представлю полный план президента Трампа, как он был опубликован вчера, в Кнессет для утверждения». Он заявил, что в случае избрания его премьер-министром он будет работать над выполнением всех положений плана.
Лидер бело-голубых настаивал на том, что Нетаньяху больше не в состоянии реализовать предложения Трампа, поскольку ему предъявлено обвинение в коррупции.
Ганц стремился, однако, воспрепятствовать планам Нетаньяху и правого крыла немедленно аннексировать территории на Западном берегу реки Иордан, выделенные Израилю в соответствии с планом, заявив, что поспешные и безответственные шаги, которые не скоординированы с Иорданией, Египтом и умеренными арабскими государствами, ставят под угрозу возможность осуществления плана Трампа.
Он добавил, что частичные шаги, предпринятые без подготовительной работы системы дипломатической безопасности, не приведут к каким-либо изменениям на местах.
Ганц даже обвинил Нетаньяху в том, что тот ставит под угрозу потенциальные выгоды, доступные в рамках плана Трампа, проявляя поспешность в его реализации. Ганц утверждает, что премьер-министр вместо разумных осторожных действий ищет политическую выгоду.
В ответ на комментарии Ганца партия «Ликуд» опубликовала заявление, в котором обвинила его в том, что он «автостопщик, пытающийся поймать попутку на путях великих достижений, которые премьер-министр Нетаньяху добился после трех лет напряженной работы с администрацией Трампа».
Политический аналитик Бен Каспит в своей заметке в Аль-Монитор («Обнародован план Трампа: лучший и худший день Нетаньяху»), указывает, что «сделка века», предложенная президентом Дональдом Трампом вряд ли приведет к израильско-палестинскому миру, но послужит прежде всего повышению электоральных выгод Биньямина Нетаньяху – обвиняемого в коррупции премьер-министра Израиля.
Каспит отмечает следующее: «Сделка века» президента Дональда Трампа, вероятно, не приведет к миру между Израилем и палестинцами. План размораживает недвижимость на Западном берегу, на которой Израиль десятилетиями строил поселения, позволяя ему аннексировать около 30% территории Западного берега, и увековечивает реальность двух народов, сгрудившихся вместе на одном клочке земли, один из которых – правитель, другой – управляемый».
Однако есть и другой взгляд на обнародованный 28 января план Трампа: израильские политические правые при премьер-министре Биньямине Нетаньяху сказали громкое «да» американскому плану, который включает в себя окончательное создание независимого Палестинского государства наряду с Израилем, раздел Иерусалима и территориальный обмен. Проект Трампа почти идентичен тому, который премьер-министр Ицхак Рабин наметил в качестве основы для переговоров с палестинцами по соглашениям Осло (1993).
Рабин говорил о демилитаризованном государстве для палестинцев на 75% Западного берега. Он пообещал сохранить единый Иерусалим в качестве столицы Израиля, но намекнул, что при определенных обстоятельствах согласится уступить часть Восточного Иерусалима палестинцам. Рабин, однако, не согласился на территориальные обмены, которые бы передавали куски суверенной израильской территории, поэтому в этом смысле план Трампа-Нетаньяху по предоставлению палестинцам земли в Западном Негеве является более далеко идущим.
Поэтому возникает вопрос, почему Рабин «должен был быть убит» почти 20 лет назад. Он был близок к президенту Биллу Клинтону почти в такой же степени, как Нетаньяху к Трампу. По-видимому, Клинтон не стремился навязывать Рабину далеко идущие уступки, на которые тот не мог согласиться. С этой точки зрения то, что представляется окончательной победой Нетаньяху и правых, кажется победой израильских левых: решение, включающее два государства между рекой Иордан и Средиземным морем со столицами в Иерусалиме. Тем не менее факты подрывают этот тезис.
Трамп, вдохновленный людьми, близкими Нетаньяху, представил длинный и невозможный список условий, которые палестинцы должны выполнить, прежде чем они смогут провозгласить суверенное государство. Ни один палестинский лидер не может согласиться на «сделку века». Но даже если такой будет найден, он никак не сможет ликвидировать ХАМАС, демилитаризовать Газу, прекратить финансовую поддержку семьям осужденных террористов и научить молодое палестинское поколение любить Израиль, как это диктует план.
Вот почему большинство израильских правых игнорирует кнуты в плане Трампа, громко аплодируя пряникам. Нетаньяху планирует аннексировать все израильские поселения на Западном берегу в ближайшие недели и праздновать это ошеломляющее достижение вплоть до дня парламентских выборов 2 марта. Оппозиция этому плану со стороны поселенческого Совета Иудеи и Самарии – потому что он теоретически допускает Палестинское государство - только помогает Нетаньяху. Это отвлечет ограниченное число голосов от «Ликуда» к «Ямине», альянсу правых партий (который входит с Нетаньяху в один большой правый блок. - Прим. ред.), но одновременно обеспечит Нетаньяху проникновение в политический центр, вернет часть так называемых мягких избирателей «Ликуда», которые отказались от партии в ходе двух процедур выборов в 2019 году, и, возможно, некоторых из тех, кто голосовал за соперничающих центристских бело-голубых.
План Трампа по сути был разработан, чтобы спасти политическую карьеру Нетаньяху. Это не приведет к установлению мира между Израилем и Палестиной, но повысит перспективы того, что Нетаньяху сможет набрать достаточно голосов для получения 61-местного большинства в Кнессете, которое ему необходимо для формирования правительства. Эта цель ускользнула от него на двух предыдущих выборах. Величайший волшебник, когда-либо появлявшийся на сцене израильской политики, в очередной раз выбрался из своей политической могилы.
Что в конечном итоге получает Нетаньяху от всего этого? 28 января был одновременно и лучшим, и худшим днем в карьере Нетаньяху. Примерно за 24 часа до того, как Белый дом обнародовал план Трампа, Нетаньяху объявил из Вашингтона, что отзывает свою просьбу из Кнессета об иммунитете от судебного преследования по трем пунктам обвинения в коррупции (причина отзыва состояла в том, что Нетаньяху убедился в невозможности получить большинство, которое предоставит ему иммунитет. - Прим.). Генеральный прокурор Израиля Авихай Мандельблит сделал Нетаньяху первым действующим премьер-министром в истории Израиля, которому было официально предъявлено обвинение во взяточничестве, мошенничестве и нарушении доверия.
Нет пути назад по той дороге, которую выбрал Нетаньяху. Он не может просить следующий состав Кнессета об иммунитете после того, как будет предъявлено обвинение. Суд над ним состоится. Даже если в марте «Ликуд» получит 80 мест, Нетаньяху вскоре предстанет в качестве обвиняемого в уголовном процессе. Он, может быть, единственный человек, который видит способ выбраться из этого ужасного пролива; никто другой его не видит. (Это мнение автора спорно. Получив большинство в Кнессете, Нетаньяху может попытаться провести закон о невозможности снятия Верховным судом иммунитета от судебных преследований с депутатов. – Прим. ред.).
Центристские бело-голубые, почуявшие победу в последние недели, в тот же день получили болезненный удар. Добившись отдельной встречи с Трампом за день до презентации его плана, бело-голубой лидер Бенни Ганц сумел минимизировать потенциальный ущерб от ловушки, поставленной Нетаньяху, изображая его просто еще одним гостем на торжествах Белого дома. Но он не смог уменьшить значение торжества Нетаньяху в Восточной комнате Белого дома (зал, где велись переговоры. - Прим. ред.).
Ганц и остальные лидеры его партии приписывают драматическое спасение Трампом Нетаньяху в последнюю минуту двум послам. «Посол США Дэвид Фридман был движущей силой выбора важного момента времени для президентского шага, - сказал источник в руководстве бело-голубых, выступая на условиях анонимности. - Посол Рон Дермер является филиалом Нетаньяху в Белом доме, и он дергал за все ниточки».
По данным бело-голубых, зять Трампа и специальный посланник по Ближнему Востоку Джаред Кушнер возражал против публикации плана в настоящий момент - так близко к израильским выборам, потому что думал, что президент Трамп потеряет очки и будет восприниматься как тот, кто осуществляет вмешательство в израильскую политику. Нетаньяху обошел Кушнера, используя все имеющиеся в его распоряжении инструменты в Вашингтоне (а у него их немало), и Трамп сдался.
«Именно поэтому Кушнер помог нам получить отдельную встречу с Трампом, - сказал другой высокопоставленный бело-голубой чиновник «Аль-Монитору», выступая на условиях анонимности. - Когда они поняли, что мы рассержены и не намерены ехать в Вашингтон, именно Кушнер убедил президента встретиться отдельно с Ганцем в достойной манере и исправить впечатление».
Впечатление о вмешательстве президента США, возможно, и было зафиксировано, но резонансный эффект политического взрыва, вызванного планом, дает электоральное преимущество Нетаньяху. Бело-голубые отступили, чтобы провести оценку ущерба. Партия в безвыходном положении. Она не может отвергнуть план Трампа после того, как Ганц выразил ему свою поддержку, также ей будет трудно возражать против аннексии территории Западного берега, которую теперь планирует Нетаньяху.
Руководство бело-голубых в основном надеется, что эффект от презентации плана рассеется в ближайшие дни, и политическая повестка дня вернется к обвинительному заключению Нетаньяху и предстоящему уголовному разбирательству. Это может позволить им возродить предвыборный лозунг партии «Мы должны двигаться вперед», в котором они нуждаются, потому что Нетаньяху - единственный, кто значительно продвинулся за последние несколько дней.