Четыре иракские военизированные группировки, связанные с аятоллой Али аль-Систани, высшим шиитским авторитетом в Ираке, заявили, что они уходят из СНМ (Сил народной мобилизации – преимущественно шиитских ополчений, созданных для борьбы с ИГИЛ и другими радикальными суннитскими группировками. – Прим. пер.). Это может привести к перестройке структуры военной организации. Известно, что четыре военизированных формирования, известные как «Отряды Святыни» (ОС), имеют непростые отношения с поддерживаемыми Ираном группировками боевиков в СНМ.
В совместном заявлении, опубликованном 23 апреля, боевая дивизия Аббаса, боевая дивизия Имама Али, бригада Али Акбара и бригада Ансар аль-Марджайи заявили, что их уход из состава СНМ был санкционирован указом, подписанным уходящим премьер-министром Аделем Абдул Махди, который также является главнокомандующим Вооруженными силами.
Согласно указу от 22 апреля, адресованному Фалеху аль-Файяду, советнику по национальной безопасности Ирака и главе руководящей комиссии СНМ, эти четыре подразделения в административном и оперативном отношении будут подчиняться непосредственно канцелярии главнокомандующего.
На следующий день после совместного заявления «Отрядов Святыни» пресс-секретарь главнокомандующего генерал-майор Абдул Карим Халаф заявил, что с Абдулом Махди не консультировались по поводу этого заявления и что указ касается исключительно административных и оперативных мероприятий ОС. Он сказал, что премьер-министр не одобряет другие подробности, указанные в заявлении.
Самая противоречивая информация в совместном заявлении – о намерении ОС помочь другим силам выйти из состава СНМ. В заявлении говорится, что командование подразделений ОС «рассматривает возможность присоединения к ним других бригад из состава СНМ, которые готовы сделать это в соответствии с национальными критериями, правовым механизмом и конституционными обязательствами».
Проиранские группировки понимают всю серьезность развития событий. Источник, близкий к ОС, сообщил «Аль-Монитору» на условиях анонимности, что Хади аль-Амири, глава организации «Бадр», крупнейшей проиранской группировки в Ираке, входящей в СНМ, группировки, которая также возглавляет альянс «Фатх» в парламенте, отправился навестить двух самых важных представителей Систани – Ахмада аль-Сафи и Абдулу Махди аль-Карбалая, чтобы уговорить их отказаться от своего решения расстаться с СНМ. На этой встрече 26 апреля Амири пообещал «Отрядам Святыни» улучшить их позиции в СНМ и уделять больше внимания перспективам ОС в руководящем Совете СНМ. Источник не уточнил, как отреагировали представители Систани. Однако, учитывая характер давних претензий ОС, кажется маловероятным, что на них произвели впечатление такие обещания.
Реагируя на новость о дезертирстве ОС, Хамед Аббас аль-Мусаваи, член парламента от Альянса Фатх, заявил в своем посте в «Фейсбуке», опубликованном 23 апреля, что любая «капля крови бойцов священного «Хашд аш-Шааби» (Сил народной мобилизации. – Прим.пер.), пролитая рукой... Соединенных Штатов и Израиля», будет на совести тех людей, которые пытаются «разделить» СНМ. Альянс «Фатх» является политическим крылом поддерживаемых Ираном ополченцев в СНМ.
Иранские активисты и социально ориентированные платформы в интернете резко раскритиковали действия ОС, называя их ошибкой, совершенной ради личной выгоды и удовлетворения прихотей.
Враждебность не ограничивалась этими обвинениями. 24 апреля появились сообщения об угрозах, направленных командирам ОС, указывающие на то, что они могут быть убиты, если откажутся прекратить раскалывать СНМ.
Командиры ОС не капитулировали перед угрозами. 25 апреля Хамид аль-Ясери, командир бригады Ансара аль-Марджайи, обратился к «свободному народу Ирака» в своем послании, опубликованном на странице бригады в «Фейсбуке». Он писал: «Религия идентична родине. Нет никакой ценности в произнесении ваших молитв, если вы лояльны к другой стране, а не к Ираку». Отвечая на угрозы, которые он получил, он закончил свое сообщение хэштегом, который гласит: «Я – иракец, я не боюсь».
Очевидно, что поддерживаемые Ираном боевики считают, что на карту поставлена ценная организация, которая помогла им укрепить свое влияние.
С момента своего образования в 2014 году СНМ получили огромную пользу от религиозной легитимности, которую они приобрели благодаря аятолле Систани. В конце концов, указ Систани о противодействии Исламскому государству с оружием в руках в тот момент укрепил идею военизированной организации для поддержки разрушающихся иракских сил безопасности.
Тем не менее инструкции Систани были ясны. Он попросил всех способных держать оружие людей присоединиться к борьбе под руководством сил безопасности. Вместо этого поддерживаемые Ираном ополченцы трудились над тем, чтобы превратить военную организацию в ответвление иранского Корпуса стражей исламской революции (КСИР).
Это вызывало постоянные трения между ОС и руководящей комиссией СНМ, которая контролировалась фигурами, лояльными КСИР.
Отделение от СНМ отнимает у этой организации большую часть религиозной легитимности, которой она пользовалась в течение последних шести лет. Неудивительно, что некоторые связанные с Ираном медиаплатформы пытаются представить дезертирство ОС как произвол отдельных командиров без одобрения Систани. Нет нужды говорить, что СНМ будет трудно убедить в этом широкую иракскую шиитскую общественность и тысячи бойцов, присоединившихся к организации в ответ на призыв Систани. (Шииты составляют 65 процентов населения Ирака, шиитские партии доминируют в парламенте этой страны. – Прим.пер.).
Дезертирство ОС не было внезапным. «Отряды Святыни» уже некоторое время публично говорят о серьезной реструктуризации. 19 марта командиры четырех подразделений встретились с Ахмадом аль-Сафи, доверенным лицом Систани, чтобы получить его указания относительно плана реорганизации этих подразделений. Он подчеркнул, что весь этот процесс должен осуществляться в соответствии с национальными интересами, с тем, чтобы четко дистанцировать себя и Систани от лояльных Ирану подразделений. Сафи также критиковал тех, кто «дарует все блага тем, кто согласен с ними, а несогласным по каким-либо вопросам – отказывает во всем». Он добавил: «Как можно работать с этими людьми?». ОС уже давно жалуются на «несправедливое» распределение ресурсов организации руководящей комиссией СНМ.
Отделение от СНМ по указанию доверенного лица Систани, с большим акцентом на следование национальным интересам Ирака, является четким сигналом того, что Систани не удовлетворен проиранской организацией СНМ. Это может стать серьезным ударом по ополченцам, которые объявляют себя защитниками шиитской уммы (общины) и ее ценностей.
В таких условиях неудивительно, что поддерживаемые Ираном группировки СНМ опасаются, что еще больше вооруженных групп присоединится к ОС при отделении последних от комиссии СНМ. Согласно неподтвержденному сообщению, опубликованному 26 апреля, еще десять других группировок рассматривают возможность дезертирства из СНМ. Это соответствует заявлениям ОС, согласно которым они попытаются помочь другим группам СНМ отколоться от организации и взять на себя «реформаторские» усилия.
Потеря легитимности, дарованной одобрением Систани, повредит проиранским группировкам не только в военной сфере. В политике они могут потерять часть своей поддержки среди шиитских избирателей. Некоторые организации проиранских ополченцев СНМ, такие как «Бадр» и «Асаиб Ахль аль-Хак», являются основными игроками в парламенте Ирака. На последних парламентских выборах они использовали свою роль в борьбе с Исламским государством (организация запрещена в России. – Прим. пер.) в качестве рекламы, чтобы получить голоса избирателей. Тот факт, что Систани не удовлетворен их работой в рамках СНМ, может быть воспринят шиитской общественностью как показатель его недовольства их политической деятельностью. Это может привести к потере этими силами части избирателей.
Все эти события происходят в то время, когда поддерживаемые Ираном группировки страдают от потери иранского генерал-майора Касема Солеймани, командующего силами «Кудс» (спецподразделения иранского КСИР, предназначенного для операций зарубежом), и лидера СНМ Абу Махди аль-Мухандиса, которые были убиты американскими военными в начале января. Бригадный генерал Эсмаил Гаани, преемник Солеймани, пока не смог заполнить пустоту, оставшуюся после смерти Солеймани.