Право на здоровье связано со свободой

Курдский национальный лидер Абдулла Оджалан: бороться за право на здоровье – значит уважать себя и понимать суть свободы.

Книга «Социология свободы: Манифест демократической цивилизации, том III», написанная Абдуллой Оджаланом    в и переведенная Хавин Гюнестер, будет издана издательством PM Press.

Здесь мы публикуем отрывок под названием «Проблемы образования и здоровья общества».

«Это может показаться ненужным вопросом, но важно понять, какие проблемы возникают, когда сферы образования и здравоохранения, как это было в случае с наукой, монополизированы властью и государством. Точно так же, как наука, ставшая государственной, является наиболее эффективным инструментом идеологической гегемонии, то же самое происходит и тогда, когда образование и здравоохранение интегрируются с властью.

Образование можно определить как стремление общества передать свой опыт в форме теоретических и практических знаний своим членам, особенно молодежи. Социализация детей обеспечивается воспитательной деятельностью общества. Поскольку дети и молодежь принадлежат к обществу, их воспитание является самой важной обязанностью общества, а не обязанностью власти и государства. Воспитывать детей и молодежь в соответствии с их собственными традициями и социальной природой – это одновременно и право, и обязанность общества. Это жизненно важно, это вопрос выживания. Общество не может делить с властью свое право на существование и поэтому должно нести обязанность воспитывать свою молодежь, не деля её с государством или другим аппаратом власти. Если это произойдет, то оно сдастся правящим монополиям. Священность права на образование проистекает из самого права на существование. Никакая другая сила, включая родителей ребенка, не может быть так близка или чувствовать потребность быть так близко к детям и молодежи, как это делает общество. Одним из самых антиобщественных аспектов цивилизации на протяжении всей ее истории является лишение общества его детей и молодежи. Государственническая цивилизационная система достигает этого одним из двух способов: либо уничтожая старших и порабощая детей и молодежь, либо воспитывая их так, чтобы они были полезны высшим слоям правящей власти.

Одной из важнейших целей войны является создание центров девширме, где дети, молодые женщины и мужчины – как наиболее ценные объекты – могут быть ассимилированы. Так закладывается фундамент базовой бюрократии. В некотором смысле история цивилизации – это история использования этого метода как для ослабления общества, так и для установления власти бюрократических аппаратов, создавая тем самым общество для противодействия обществу: общество власти и государства для противодействия естественному обществу. В этом учреждении дети и молодежь, изолированные от своего собственного общества, обучаются совершенно другому языку, культуре и истории. Основная цель такого воспитания – отчуждение детей от их сущности, идеологическое и материальное привитие им максимально государственнической идентичности, делающей невозможной их жизнь без власти. Власть и государство превращаются в единственно верные рамки существования. Те, кто завербован, считают себя властью и государством, и таким образом противопоставляются естественному обществу. Иногда государственное общество и социальная природа рассматриваются как равные. Это неверно и противоречиво. История цивилизации построена на этом противоречии. Эти исторические реалии являются основной причиной захвата правителями системы образования. Кроме того, они не заботятся о задаче образования для общества. Точно так же, как капиталист воспитывает своих рабочих, правители воспитывают тех, над кем они господствуют, как своих слуг-работников. Даже члены бюрократии, от высших до низших, воспитываются как слуги.

Власти национальных государств, в частности, обеспечивают свою монополию на детей и молодых членов общества посредством образования. Проникнутые исторической перспективой правителей и их пониманием искусства, а также их религиозным и философским мышлением, эти дети и молодежь больше не являются членами своих семей, но теперь являются истинными детьми и ресурсом правителей. Именно так происходит институционализация глубокого отчуждения. Буржуазия - это класс, который осуществил наиболее далеко идущую монополию на общество с точки зрения образования. Когда начальную и среднюю школу сделали обязательной, а желающим найти работу напомнили, что им нужен университетский диплом, ограничения отчуждения и зависимости, наложенные на молодых членов общества, а также процесс заключения в клетку стали обязательными. Сила, финансовая мощь и образование стали непреодолимым оружием, с помощью которого колонизируется общество.

На протяжении всей истории цивилизации образование использовалось для того, чтобы нанести самый тяжелый удар в войне, которую власть и государство вели против общества. Право общества на образование является одним из самых трудных для реализации прав человека. Общество должно контролировать образование, если оно хочет защитить свое существование от растущего гнета национального государства и экономических монополий. В этом смысле общество вступило в самый сложный период своей истории. Идеологическая гегемония распространяет свою власть не только в военном и экономическом отношении, но и в последнее время это значительно облегчается коммуникационной революцией и войной средств массовой информации—интенсивно сфокусированной и очень скрытой, которая ведется против всего общества, способствуя более успешной новой культурной колонизации. Единственный путь общества к свободе и эмансипации – это сопротивление этому культурному завоеванию и колонизации при помощи самых фундаментальных инструментов существования: моральной и политической борьбы. Общество, потерявшее свою молодежь, или, наоборот, молодежь, потерявшая свое общество, уже побеждено; оно потеряло и предало свое право на существование. За этим последуют разложение, распад и уничтожение. Основной обязанностью общества в ответ на это является развитие собственных образовательных учреждений как основных инструментов обеспечения своего существования. Революция смысла будет успешной тогда, когда образовательные учреждения общества будут интерпретировать научное, философское, художественное и лингвистическое содержание таким образом, чтобы вывести их из союза научно-властных структур. В противном случае не будет никакой возможности обеспечить функционирование моральной и политической структуры общества.

Поэтому, хотя для решения вопроса об образовании необходимы моральные и политические институты (структуры общества), истинной целью морали и политики является социальное воспитание. Общество, которое не в состоянии самообразоваться, будет неспособно развивать и поддерживать свою собственную мораль и политические организации, и такое общество не может избежать постоянной опасности, распада и в конечном итоге распадется.

Здоровье членов общества также является вопросом, который ничуть не менее важен, чем образование. Основа, существование и свобода общества, которое не имеет средств для поддержания здоровья своих членов, находятся под угрозой, если уже не утрачены.

Зависимость в области здоровья – это признак общей зависимости, тогда как общество, способное самостоятельно решать физические и психологические проблемы своих членов, имеет все необходимое для достижения своей свободы. Проблемы со здоровьем, охватившие общества, находящиеся под властью государства, связаны с колониальными режимами, в которых они живут. Создание медицинских учреждений и подготовка специалистов должны рассматриваться как основополагающее право и важнейшая обязанность общества. Власть и государство лишают общество этой обязанности и монополизируют ее; это огромный удар по общественному здоровью. Бороться за право на здоровье – значит уважать себя и понимать суть свободы.

В капиталистической современности контроль национальных государств над образованием и здравоохранением считается жизненно важным. Без установления контроля над этими двумя сферами, от которых зависит экзистенциальное, здоровое и непредвзятое развитие общества, и установления над ними монопольного господства крайне трудно поддерживать общую гегемонию и эксплуатацию. Контроль над образованием и здравоохранением чрезвычайно важен для монополий, поскольку они понимают, что не могут сделать общество своей собственностью только с помощью военной силы.

И снова мы видим, что монополистическая власть и государство лежат в основе всех экзистенциальных проблем общества. Прибыль и капитал не могут существовать без монополии власти. Однако не менее верно и то, что без системной борьбы за демократическую цивилизацию ни одна из проблем общества не может быть решена окончательно».