Помощник Эрдогана осудил мемуары Болтона
Анкара раскритиковала Джона Болтона, бывшего советника президента США по национальной безопасности, за описание бесед президента США с президентом Турции.
Анкара раскритиковала Джона Болтона, бывшего советника президента США по национальной безопасности, за описание бесед президента США с президентом Турции.
Турция заявила, что книга Болтона содержат «манипулятивные» изображения президента Реджепа Тайипа Эрдогана, который всегда был «прямолинеен» в своих отношениях с администрацией США.
Во вторник Болтон, который занимал пост главного советника президента Дональда Трампа по вопросам национальной безопасности до сентября 2019 года, опубликовал книгу «Комната, где это произошло» – отчет о поведении президента США и его общении с иностранными лидерами в течение 17 месяцев работы Болтона. Трамп обвинил своего бывшего помощника во лжи и разглашении секретной информации.
В книге Болтон утверждал, что Эрдоган получил от Трампа обещание вмешаться от его имени в американское судебное разбирательство против Halkbank – турецкого государственного банка, который с тех пор был обвинен в Нью-Йорке в том, что якобы помог Тегерану уклониться от санкций за его ядерную программу, переместив около 20 миллиардов долларов иранских энергетических доходов.
Болтон также написал о неповиновении Трампа Конгрессу, поскольку президент США отказался ввести санкции против Турции за покупку передовой российской зенитной ракетной системы С-400, и о том, как Эрдоган убедил его вывести американские войска из северо-восточной Сирии в декабре 2018 года, – два вопроса, широко освещаемые средствами массовой информации.
«Недавняя публикация книги, автором которой является высокопоставленный бывший американский чиновник, включает в себя вводящие в заблуждение, односторонние и манипулятивные презентации бесед нашего лидера президента Эрдогана с президентом США Дональдом Трампом», – заявил Фахреттин Алтун, старший советник Эрдогана, в серии твитов поздно вечером в среду, обвиняя автора в преследовании своих собственных «внутриполитических целей» с помощью этой книги.
Тем не менее Алтун не отверг основные утверждения Болтона, а именно: что Эрдоган твердо настаивал и часто добивался поддержки Трампа в отношении споров между двумя союзниками по НАТО. Действительно, турецкий президент никогда не делал секрета из своих усилий привлечь Трампа на свою сторону для урегулирования споров, которые ввергли американо-турецкие отношения в серию дипломатических кризисов в последние годы.
«Президент Эрдоган при каждом удобном случае четко определяет приоритеты Турции и энергично отстаивает их – как публично, так и в частном порядке», – сказал Алтун.
Трамп назвал себя «большим поклонником» Эрдогана, и личный характер их отношений помог Эрдогану достичь некоторых внешнеполитических целей, возможно, с молчаливого согласия Трампа: прежде всего вывода американских солдат, сражающихся с Исламским государством в Сирии в октябре, проложив путь для Турции и России, чтобы те смогли войти и вытеснить из ряда регионов Сирии союзных США курдских бойцов.
В то время как дело против «Халкбанка» продолжается, генеральный прокурор Трампа уволил на прошлой неделе прокурора, курирующего этот судебный процесс, после того, как фрагменты книги Болтона просочилась в прессу. В ней подробно описано обещание Трампа Эрдогану в конце 2018 года, что «он [Трамп] позаботится обо всем», заменив прокуроров по этому делу «своими людьми».
Однако целый список проблем продолжает омрачать отношения США и Турции. Конгресс США продолжает угрожать санкциями за покупку Турцией российского ракетного комплекса С-400, предназначенного для сбивания самолетов НАТО. Эрдоган не приступал к эксплуатации этого оружия с тех пор, как получил ракеты в декабре. (Некоторые протурецкие лоббисты в Конгрессе США предлагают в настоящее время выкупить эти ракеты у Турции. - Прим.)
Между тем две недели назад стамбульский суд приговорил турецкого сотрудника консульства США почти к девяти годам тюрьмы за пособничество «вооруженной террористической организации». Метин Топуз, находящийся под стражей с октября 2017 года, был описан в книге Болтона как политический заложник.
«Все может быть не так плохо, как было ... но не все так уютно между Анкарой и Вашингтоном», – сказал Сонер Кагаптай, директор турецкой исследовательской программы Вашингтонского института ближневосточной политики. У Турции есть много критиков в Конгрессе США, особенно по поводу ее послужного списка в области прав человека (имеются в виду массовые репрессии внутри Турции и за ее пределами, направленные против общественных активистов, мэров городов, а также против гражданского курдского населения. - Прим.) и, кроме того, разработчики оборонной политики США не доверяют Турции после вторжения в Сирию и из-за культивирования Эрдоганом связей с российским президентом Владимиром Путиным, как отмечает Кагаптай.
«Мы не видели полного разрыва, потому что Трамп действительно заботится об Эрдогане и Турции, – сказал Кагаптай в интервью «Аль-Монитор». – Для Трампа Эрдоган – это посредник, с которым он может вести двусторонний бизнес, а не через грязные механизмы многосторонних международных институтов».
Кагаптай также указал на недавний успех Турции в поддержке международно признанного правительства в Ливии против Халифы Хафтара – командира оппозиционных боевиков, поддержанного Россией, как на «согласование интересов Турции с Вашингтоном». Эрдоган заявил 8 июня после телефонного разговора с Трампом, что две страны вступают в новую эру в своих отношениях из-за конфликта в Ливии.
Эрдоган и Трамп «приложили огромные усилия, чтобы восстановить и сохранить стабильные американо-турецкие отношения, несмотря на глубокие разногласия и некоторые враждебные голоса в отношении Турции в Вашингтоне», – написал Алтун в Twitter. Он похвалил Трампа за то, что тот гораздо больше слушает Турцию, чем его предшественники, и сказал, что Эрдоган «продолжит свои откровенные, честные и прямые разговоры» с Трампом.
В книге «Комнате, где это произошло» Болтон действительно бросает тень на Эрдогана, сравнивая его тон по телефону с Муссолини, говорящим со своего римского балкона, и называя его радикальным исламистом. Он описывает отношения Трампа с Эрдоганом как «броманс (тесная мужская дружба. – Прим.) с еще одним авторитарным иностранным лидером».
Демократы следят за обвинениями Болтона в отношении «Халкбанка», включая высокопоставленных оппозиционных членов сенатского комитета по международным отношениям и финансам. Но на этой неделе председатель судебного комитета Палаты представителей назвал еще одно расследование импичмента Трампа в связи с заявлениями Болтона «пустой тратой времени и усилий» в преддверии президентских выборов 3 ноября.
Как и весь остальной мир, Турция внимательно следит за американской избирательной кампанией и той борьбой, которая разворачивается между Трампом и его демократическим соперником, бывшим вице-президентом Джо Байденом. Трамп заявил, что его предшественник Барак Обама был несправедлив к Турции.
«Эрдоган действительно хотел бы, чтобы Трамп выиграл выборы и остался на второй срок, но Эрдоган – хамелеон, который смог выглядеть так, как хотят видеть президенты США, – сказал Кагаптай. – Он может сделать это и для президента Байдена».