План Трампа: $50 млрд на палестинские проекты

Подход к возрождению умирающего израильско-палестинского мирного процесса, основанный на принципе «сначала экономика», трудно продать скептически настроенному региону.

Ближневосточный экономический план администрации Трампа стоимостью 50 миллиардов долларов предусматривает создание глобального инвестиционного фонда для подъема экономики Палестины и соседних арабских государств и строительство транспортного коридора стоимостью 5 миллиардов долларов для соединения Западного берега реки Иордана и сектора Газа. Так выглядит проект согласно официальным лицам США и документам, рассмотренным Reuters.

Подход «сначала экономика» к возрождению умирающего израильско-палестинского мирного процесса может быть трудно продать в значительной степени скептически настроенному региону. План, который должен быть представлен зятем президента Дональда Трампа Джаредом Кушнером на международной конференции в Бахрейне на следующей неделе, включает в себя 179 инфраструктурных и бизнес-проектов.

Более половины из $50 млрд будет потрачено на экономически проблемных палестинских территориях более чем за 10 лет, в то время как остальные средства будут разделены между Египтом, Ливаном и Иорданией. Некоторые из проектов будут осуществляться на Синайском полуострове Египта, где инвестиции могут принести пользу палестинцам, проживающим в соседнем Секторе Газа – переполненном и обедневшем прибрежном анклаве.

План также предлагает почти миллиард долларов для создания палестинского туристического сектора, что на данный момент представляется непрактичным, учитывая частые вспышки военных действий между израильскими силами и боевиками из Газы, контролируемой ХАМАСом, и слабые гарантии безопасности на оккупированном Израилем Западном берегу.

Администрация Трампа надеется, что другие страны, в основном богатые государства Персидского залива и частные инвесторы, будут оплачивать большую часть проекта, как указал Кушнер в интервью Reuters.

Обнародование экономического плана последовало за двумя годами обсуждений и задержек в развертывании более широкого мирного плана между израильтянами и палестинцами. Палестинцы, бойкотирующие мероприятие в Бахрейне, отказались разговаривать с администрацией Трампа, поскольку она признала Иерусалим столицей Израиля в конце 2017 года.

Кушнер ясно дал понять в двух интервью Reuters, что он видит свою формулу в качестве способа смены правил игры, несмотря на мнение многих экспертов по Ближнему Востоку, что у него мало шансов на успех там, где десятилетия поддерживаемых США мирных усилий потерпели неудачу.

«Я смеюсь, когда они называют это «сделкой века, – сказал Кушнер о палестинских лидерах, которые отклонили его план как попытку откупиться от их стремлений к государственности. – Это будет возможность века, если у них хватит смелости ее использовать».

Кушнер сказал, что некоторые палестинские бизнесмены подтвердили свое участие в конференции, но отказался назвать их. Подавляющее большинство палестинского бизнес-сообщества не будет присутствовать, как сообщили Reuters бизнесмены из города Рамалла, расположенного на Западном берегу реки Иордан.

Несколько арабских государств Персидского залива, включая Саудовскую Аравию, также примут участие в возглавляемой США встрече 25-26 июня в столице Бахрейна Манаме для развертывания Кушнером первого этапа мирного плана Трампа. Их присутствие, как говорят некоторые официальные лица США в частном порядке, похоже, отчасти предназначено для того, чтобы выслужиться перед Трампом, поскольку он занимает жесткую позицию против Ирана, заклятого врага этих государств.

Финансирование проектов, упомянутых в плане, будет частично зависеть от пожертвований богатых стран Персидского залива. Ожидается, что Соединенные Штаты и другие страны также предоставят финансирование, если план когда-либо перейдет в стадию реализации.

Белый дом заявил, что он решил не приглашать израильское правительство, потому что Палестинская администрация не будет там присутствовать, и вместо этого обойдется небольшой делегацией израильского бизнеса.

Существуют серьезные сомнения в том, что потенциальные правительства-доноры будут готовы открыть свои чековые книжки в ближайшее время, если острые политические споры, лежащие в основе палестинского вопроса, останутся неурегулированными.

38-летний Кушнер, который, как и его тесть, пришел в правительство, будучи погруженным в мир сделок с недвижимостью в Нью-Йорке, похоже, рассматривает миротворчество в некотором роде как деловую сделку. На это указывают аналитики и бывшие официальные лица США.

Палестинские официальные лица отвергают все возглавляемые США мирные усилия как сильно смещенные в пользу Израиля и как проекты, которые, вероятно, откажут палестинским лидерам в полностью суверенном государстве.

Попытка Кушнера сначала решить экономические вопросы, а затем уклоняться от политических, игнорирует реалии конфликта, говорят многие эксперты.

«Это совершенно непоследовательно, потому что израильско-палестинский вопрос в первую очередь обусловлен историческими ранами и перекрывающимися претензиями на землю и священное пространство», – сказал Аарон Дэвид Миллер, бывший ближневосточный переговорщик от Республиканской и Демократической администраций.

Кушнер признает, что нельзя продвигать экономический план без решения политических вопросов. Но, по его словам, администрация рассмотрит это позже, имея в виду второй этап развертывания мирного плана, который ожидается не ранее ноября.

Кушнер говорит, что его подход направлен на создание экономических стимулов, чтобы показать палестинцам потенциал для процветающего будущего, если они вернутся за стол переговоров о мирном соглашении.

Чиновники Белого дома в настоящее время уменьшили свои ожидания в отношении переговоров в Манаме, где Кушнер окажется недалеко от Ирана в то время, когда имеет место рост напряженности между Тегераном и Вашингтоном.

Кушнер, например, называет это «семинаром для обсуждения процветания» вместо конференции и «видением», вместо фактического плана. Он подчеркнул, что от правительств не следует ожидать принятия финансовых обязательств в ходе встречи в Бахрейне.

Предложенный Кушнером новый инвестиционный фонд для палестинцев и соседних государств будет управляться Многосторонним банком развития. На встрече планируют присутствовать мировые финансовые организации, в том числе Международный валютный фонд и Всемирный банк.

Одним из проектов станет строительство транспортного коридора для палестинцев, который будет пересекать Израиль и соединять Западный берег и Газу. Это может включать шоссе и, возможно, железнодорожную линию. Самое узкое расстояние между территориями, население которых уже давно разделено израильскими ограничениями на поездки, составляет около 40 км.

Кушнер настаивает на том, что в случае выполнения плана будет создан миллион рабочих мест на Западном берегу и в Газе, вдвое сократится палестинская бедность и удвоится палестинский ВВП.

Но большинство иностранных инвесторов, скорее всего, останутся в стороне на данный момент. И не только из-за проблем безопасности и коррупции, но и потому, что палестинская экономика зависит от израильской оккупации Западного берега реки Иордан. Оккупация препятствует потоку людей, товаров и услуг, о чем говорят эксперты. (Израиль контролирует потоки гражданских грузов, доставляемых на Западный берег и в Сектор Газа. Он запрещает ввоз ряда товаров гражданского назначения и произвольно изменяет списки разрешенных к ввозу товаров время от времени. Кроме того, фактически в этих районах отсутствуют права собственности, неприкосновенность личности и свобода передвижения. Израильские блок-посты контролируют дороги и превращают поход в соседний квартал в многочасовое стояние в очередях, что сопровождается унизительными обысками; израильские военные могут арестовать или убить любого человека или забрать у него собственность без суда, хотя позднее палестинцы могут опротестовать в судах некоторые действия оккупационной армии. Все вместе делает инвестиции в экономику Западного берега реки Иордан практически невероятными и крайне затрудняет развитие промышленности и торговли в этом регионе. – Прим. ред.).

Кушнер считает, что его экономический подход напоминает план Маршалла, который Вашингтон ввел в 1948 году для восстановления Западной Европы от разрушений Второй мировой войны. Однако, в отличие от финансируемого США плана Маршалла, последняя инициатива возложит большую часть финансового бремени на другие страны.

Трамп рассмотрит возможность больших инвестиций в свой план, если будет хороший механизм управления, сказал Кушнер. Но он не говорил о том, сколько может внести президент, который часто проявлял отвращение к иностранной помощи, оказываемой Соединенными Штатами своим союзникам.

Экономические программы были опробованы ранее в длинной линии мирных усилий под руководством США, но потерпели неудачу из-за отсутствия политического прогресса в ходе переговоров. Подход Кушнера, однако, может быть наиболее подробным из всех. Он представлен в двух брошюрах по 40 и 96 страниц каждая, которые заполнены финансовыми таблицами и экономическими прогнозами.

В Манаме еще не обнародованная политическая часть плана не будет обсуждаться, по словам Кушнера.

В документе не содержится никаких ссылок на сложные политические вопросы, лежащие в основе конфликта, такие, как статус Иерусалима, будущее израильских поселений и перспективы создания независимого Палестинского государства.

Все эти вопросы, как ожидается, будут рассмотрены в еще неопубликованной политической главе плана. Вместо этого в нынешнем документе основное внимание уделяется таким вопросам, как инфраструктура, создание палестинского высокотехнологичного сектора, улучшение доступа к чистой воды и функционирующей энергосистеме.

Другим компонентом экономического плана является строительство новых промышленных зон для укрепления палестинской экономики.

Этот вопрос может оказаться сложным с политической точки зрения из-за спора о том, где будут расположены эти промышленные зоны – в пределах существующих израильских поселений или на территориях, в настоящее время контролируемых Израилем, которые будут переданы под палестинский контроль. Второй вариант столкнулся бы с сильной политической оппозицией со стороны правого крыла в Израиле.

В документах также нет упоминания о морском порте или аэропорте для палестинцев. Единственным упоминанием является предложение модернизировать существующие аэропорты в Иордании, которые также обслуживают палестинцев с Западного берега и Сектора Газа в некоторых случаях.

Однако источники, знакомые с планом, считают, что этот вопрос может быть вынесен на обсуждение на более поздних этапах мирного процесса.

Кушнер надеется, что саудовцам и другим делегациям стран Персидского залива понравится то, что они услышат, и они убедят палестинского президента Махмуда Аббаса рассмотреть этот план.

Кушнер хочет, чтобы они отправились в Рамаллу: «Мы хотели бы, чтобы вы сели за стол переговоров и попытались заключить договор, чтобы улучшить жизнь палестинского народа».

Но палестинские официальные лица опасаются, что, даже несмотря на все дорогостоящие обещания, экономическая формула Кушнера является лишь прелюдией к политическому плану, который отбросит решение о двух государствах – давний краеугольный камень усилий США и международного сообщества, добивающегося мира на Ближнем Востоке.