Ответ на атаку Трампа на Иран может прилететь в Израиль
Нетаньяху отдает судьбу страны в руки импульсивного президента с небольшим опытом и без достижений.
Нетаньяху отдает судьбу страны в руки импульсивного президента с небольшим опытом и без достижений.
Приз за самое нелепое заявление на прошлой неделе достанется авторитетным израильским чиновникам, которые проинформировали журналистов о том, что в надвигающемся столкновении между Ираном и Соединенными Штатами Израиль останется в стороне.
Вопреки здравому смыслу, Биньямин Нетаньяху заставил Дональда Трампа отказаться от ядерной сделки с Ираном, тем самым направив Вашингтон и Тегеран на курс, который ведет к столкновению. Даже сейчас Нетаньяху и его министрам приходится прилагать усилия, чтобы скрыть свое восхищение перспективой увидеть Тегеран на коленях – из-за угрозы войны или потому, что она была реализована.
Бывший советник премьер-министра Израиля по национальной безопасности Яаков Амидрор, который не связан приказом о молчании, наложенным Нетаньяху на его министров, выступает за мощный упреждающий удар США по иранским объектам, включая предположительно его ядерную инфраструктуру. «Через два часа все будет кончено», – сказал он в радиоинтервью на прошлой неделе.
Хотя правило гласит, что предсказания быстрой победы недолговечны, особенно на Ближнем Востоке, Амидрор и многие израильские официальные лица, которые согласны с ним в частном порядке, могут стать исключением – при условии, что они получили железные гарантии того, что разрушительный удар США не заставит Тегеран направить свое оружие судного дня – тысячи ракет Хезболлы – против союзника номер один Америки – Израиля, «корня всякого зла», каким его считает Иран.
Нетаньяху и его коллеги по понятным причинам уклоняются от подготовки общественности к тому, что кампания против Ирана может повлечь за собой возмездие со стороны «Хезболлы» – такая возможность может испортить репутацию Нетаньяху как величайшего интригана всех времен. Однако полное отсутствие публичного обсуждения этой угрозы в Израиле вызывает недоумение. Исходит ли это из ложного чувства безопасности – мол, ракеты из первого тайма не будут использованы в третьем тайме, – или основано на анализе экспертов, согласно которым «Хезболла» не посмеет рисковать своим привилегированным статусом в Ливане, не говоря уже о самом ее существовании; или из-за веры в силу сдерживания Израиля; или из-за слепой веры в дипломатическую проницательность Нетаньяху, – отсутствие дебатов отражает преднамеренную слепоту в отношении ясной стратегической и все более реальной опасности для будущего Израиля. После Войны Судного дня такая коллективная близорукость получила название «концепция».
Если руководитель ливанской шиитской «Хезболлы» Хасан Насралла не ослушается приказа Тегерана «умереть вместе с филистимлянами», как сказал когда-то Самсон, прежде чем обрушить дом на себя и своих врагов, «Хезболла» сможет навязать Израилю жесткую военную кампанию. В худшем, но вероятном сценарии «Хезболла» может запустить тысячи и тысячи управляемых и неуправляемых ракет по израильским стратегическим целям и населенным пунктам. Многие из этих ракет несут 500-килограммовое взрывное устройство, способное расплющить городскую улицу и убить любого в пределах 100-метрового радиуса. Мысль о разрушениях и потерях, которые могут быть вызваны одной такой ракетой – не говоря уже о сотнях, – делает ракетные атаки ХАМАСа на юге похожими на детскую игру.
Из здорового уважения к потенциалу организации сеять хаос Нетаньяху и главы израильских служб безопасности традиционно шли по тонкой линии в обращении с «Хезболлой», стараясь не загнать шиитскую военизированную группировку в угол. Однако в нынешней конфронтации с Ираном Израиль не играет решающей роли. Он отдала свою судьбу в руки капризного президента США, чьи внешнеполитические достижения до сих пор включают добровольную работу в качестве PR-менеджера Ким Чен Ына, в то время, пока последний продолжает ядерный драйв своей страны, а также амбициозный «окончательный мирный план», который до сих пор привел только к фиаско в Бахрейне, куда, похоже, Израиль вообще не приглашен (саммит по мирному урегулированию в Бахрейне состоится в конце июня. – Прим. ред.).
Трамп вступает в бой как одинокий рейнджер, лишенный союзников, с чувством уверенности в себе, которое обратно пропорционально его опыту и дипломатическим талантам. Он занимается сложной игрой и балансированием на грани войны с людьми, давно считающимися мастерами своего дела. На данный момент, однако, израильское общественное мнение, направляемое и поощряемое лидерами страны, встречает Трампа овациями.
Может наступить день расплаты, когда Нетаньяху попросят отчитаться за ряд своих решений по Ирану – от конфронтации с Бараком Обамой до подстрекательства к войне его преемника Трампа, от пропаганды отказа от ущербного, но работоспособного ядерного соглашения в пользу рискованного и сложного столкновения с Ираном, управляемого импульсивным новичком – президентом США.
Но такой отчет будет дан только после того, как будут расчищены завалы, похоронены погибшие, после объяснений Нетаньяху, согласно которым «другого выбора не было», и после обещаний, что цель – остановить ядерный Иран – ясна и близка как никогда, если только мир прислушается.