По мере приближения срока официального утверждения премьер-министром Ирака Аднана аль-Зурфи, последний в целях формирования своего правительства продолжает встречаться с различными партиями. Он пытается заручиться поддержкой Соединенных Штатов и Ирана и обеспечить парламентское одобрение своего правительства.
После падения режима Саддама Хусейна все иракские премьер-министры нуждались в одобрении двух соперничающих держав – Соединенных Штатов и Ирана, когда пытались сформировать правительства.
У Зурфи было 30 дней со дня, когда президент Ирака Бархам Салих назначил его премьер-министром (это случилось 17 марта), чтобы сформировать правительство и получить парламентское одобрение его состава. В противном случае место Зурфи займет другой кандидат.
31 марта командующий иранскими силами «Кудс» Эсмаил Каани посетил Ирак, чтобы встретиться с шиитскими лидерами и провести с ними переговоры по поводу Зурфи. (Шииты составляют 65 процентов населения страны, и шиитские партии и группировки ополченцев играют ключевую роль в процессе управления иракским государством. Политическим партиям Ирака также принадлежит значительная часть предприятий и национального богатства. - Прим. ред.).
По словам высокопоставленного источника в офисе Хади аль-Амири, руководителя проиранской бригады ополченцев Бадр и крупного парламентского блока «Фатх», Каани встретился с четырьмя главными шиитскими лидерами Ирака – Амири из Альянса «Фатх»; Аммаром аль-Хакимом из Движения национальной мудрости; Нури аль-Малики из коалиции «Правовое государство» и Муктадой ас-Садром из альянса «Сайрон», который является крупнейшим парламентским блоком.
В ходе встреч Каани заявил, что новая политика Ирана заключается в том, чтобы не вмешиваться во внутренние дела Ирака. Однако Ирану важно, чтобы иракские шииты договорились о премьер-министре. До сих пор альянс «Фатх», который связан с Силами народной мобилизации (СНМ - преимущественно шиитские ополчения, созданные для борьбы с запрещенным ИГИЛ (организация запрещена на территории РФ), насчитывают около 100 тыс. человек. – Прим. ред.), и «Правовое государство» (обе фракции являются проиранскими) возражали против кандидатуры Зурфи и требовали его ухода. (Зурфи связан с пятой шиитской партией, представленной в парламенте Ирака, с группой «Наср», которую возглавляет бывший премьер-министр Ирака Хайдер аль-Абади, наиболее близкой к США. - Прим. ред.).
Каани заявил, что Иран выступает против любого кандидата, который критикует эту страну, что, по словам источника, было указанием на Зурфи. Несмотря на настойчивые заявления Тегерана о том, что он не вмешивается в этот процесс, Иран и его союзники ясно дают понять, что они не поддерживают Зурфи.
Зурфи был ярым сторонником союза Ирака с Соединенными Штатами, критикуя позицию Ирана и иракскую политическую линию, направленную против США, что, по его словам, не отвечает интересам Ирака.
В интервью государственному телеканалу «Аль-Иракия» в мае 2019 года Зурфи сказал: «Ирак должен скорректировать свою политику с новой администрацией США – слепое соглашательства Ирака с Ираном не дает никаких преимуществ этим двум странам».
Что касается помощи Ирана в борьбе с Исламским государством (ИГ), то он заявил, что Иран фактически служит своим собственным интересам, препятствуя ИГ достичь своих границ.
Зурфи поддержал требования антиправительственных протестующих и раскритиковал поддерживаемых Ираном ополченцев за нападение и запугивание протестующих. Зурфи также выступил против парламентского голосования о высылке американских войск после убийства лидера Сил Кудс Касыма Сулеймани, несмотря на настойчивые требования СНМ и Ирана выслать американские войска из Ирака.
Однако сейчас Зурфи пытается обратиться к Ирану, добиваясь его поддержки.
29 марта Зурфи написал в своем твиттере: «Международное сообщество должно помочь Ирану, сняв или ослабив санкции и обеспечив медицинское лечение в ходе пандемии коронавируса». Он указал на тесные связи между Ираком и Ираном, заявив, что Ирак является близким соседом Исламской Республики Иран.
Он заявил также, что будет уделять приоритетное внимание деэскалации американо-иранской напряженности, поскольку конфликт между Соединенными Штатами и Исламской Республикой Иран имеет негативные последствия для политической, экономической ситуации и ситуации в области безопасности в Ираке.
Несмотря на свою предыдущую критику в адрес СНМ, Зурфи написал в Твиттере, что СНМ «является иракским военным учреждением, созданным для борьбы с терроризмом и для спасения Ирака», напомнив своим оппонентам в СНМ: «Мы внесли свой вклад в написание соответствующего закона и проголосовали за СНМ, выделив достаточный бюджет для него в Финансовом комитете».
Зурфи также обратился к США, чтобы заручиться их поддержкой для своего кабинета. 26 марта он встретился с послами Совета Безопасности ООН в Ираке, в том числе с послом США Мэтью Тьюллером, чтобы обсудить текущую ситуацию в сфере безопасности и политической ситуации в Ираке.
Зурфи также встретился с послами ЕС 28 марта, где обсудил пандемию коронавируса в попытке заручиться международной поддержкой своего правительства.
Администрация Дональда Трампа, похоже, поддерживает кандидатуру Зурфи, но он до сих пор не получил никакого ответа от Тегерана, несмотря на все его усилия по умиротворению Ирана.
Помощник госсекретаря США Дэвид Шенкер заявил 19 марта по поводу выдвижения Зурфи: «Мы надеемся, что проиранские партии, то есть Иран и его союзники, не будут пытаться сорвать данное выдвижение». Шенкер добавил на другом брифинге, что Соединенные Штаты сосредоточены на принципах, а не на отдельных лицах, чтобы его замечания не рассматривали как грубое вмешательство.
Задача Зурфи состоит в том, чтобы заручиться поддержкой как Вашингтона, так и Тегерана, поскольку их главная цель - свести на нет влияние друг друга в Ираке. По некоторым спорным вопросам между Соединенными Штатами и Ираном Зурфи мог бы занять дипломатичную позицию, например, по американским санкциям в отношении Ирана. Однако по другим вопросам он не смог бы удовлетворить обе стороны своей позицией, такой как нападения СНМ на американские базы и американское возмездие.
На самом деле молчание Зурфи по этому вопросу является одной из причин, по которой Иран не решается поддержать его, поскольку он может попытаться обуздать амбиции проиранских ополченцев в Ираке.
При таких обстоятельствах, заручиться поддержкой Ирана будет трудно, и ему будет сложно сформировать правительство. Политическое влияние Ирана, причем не только среди шиитов, но и среди суннитов и курдов, поставит под угрозу формирование правительства Зурфи; сунниты и курды не будут голосовать за премьер-министра, которого шииты и иранцы не принимают.