Нетаньяху: требование иммунитета не означает уклонения от суда

Срок для Нетаньяху, в течение которого он может просить Кнессет предоставить ему иммунитет от судебного преследования по трем уголовным делам истекает на следующей неделе.

Премьер-министр Беньямин Нетаньяху заявил в субботу, что, если он попросит Кнессет предоставить ему иммунитет от судебного преследования по трем уголовным делам, по которым ему было предъявлено обвинение прокуратурой, он все равно не избежит суда.

Премьер-министр сделал это замечание в ответ на репортаж израильского телеканала 12 News, в котором сообщалось, что он принял решение просить парламент об иммунитете. Нетаньяху опроверг это заявление и сказал, что еще не принял решения по этому вопросу и объявит о нем в ближайшие дни.

В ноябре Израиль столкнулся с первой в своем роде ситуацией в истории страны, когда против премьер-министра было выдвинуто обвинительное заключение. Ему были предъявлены обвинения во взяточничестве, мошенничестве и злоупотреблении доверием по делу 4000, а также в мошенничестве и злоупотреблении доверием по делам 1000 и 2000. В обвинительном заключении утверждается, что Нетаньяху поставил себя в ситуацию конфликта интересов между своей публичной ролью и своими личными делами.

Специальный комитет Кнессета, который, согласно израильскому законодательству, должен был бы обсуждать просьбу Нетаньяху об иммунитете, не был назначен с тех пор, как Израиль провел апрельские выборы в 2019 году. Ожидается, что новый комитет будет собран только после новых выборов 2 марта 2020 года, поэтому, если Нетаньяху действительно подаст в Кнессет прошение о предоставлении ему иммунитета, обсуждение этого вопроса, скорее всего, будет отложено как минимум на несколько месяцев.

Если новое правительство не будет сформировано и после мартовских выборов (а это возможно, поскольку новые, третьи по счету, выборы за год не обещают никаких серьезных перемен в итогах голосования, так как действующие партии оказались не способны договорится о создании коалиции. – Прим. ред.), обсуждение вопроса об иммунитете Нетаньяху потенциально может быть отложено снова. Невозможно представить официальное обвинительное заключение против Нетаньяху в суде до того, как парламентский комитет обсудит его просьбу.

После того как этот комитет будет создан и если он решит предоставить Нетаньяху иммунитет, то просьба будет передана на голосование в Кнессет. Затем Кнессет может принять решение о предоставлении Нетаньяху иммунитета от судебного преследования по всем трем делам или только по некоторым из них. Даже если комитет Кнессета и пленум одобрят просьбу премьер-министра, генеральный прокурор Авичай Мендельблит или любое другое гражданское образование могут обжаловать это решение в Высшем суде справедливости (БАГАЦ).

Сам Нетаньяху мог бы также подать петицию в Высший суд справедливости (БАГАЦ), если Кнессет отклонит его просьбу об иммунитете. В прошлом Высокий суд вмешивался в решения, касающиеся иммунитета, на том основании, что Кнессет превысил свои полномочия, принял необоснованное решение или не представил достаточных доказательств в обоснование решения о предоставлении иммунитета.

Процесс предоставления премьер-министру иммунитета, который будет проходить до начала судебного разбирательства в суде, может занять некоторое время. После обсуждения вопроса об иммунитете и ходатайств, которые, вероятно, будут поданы в суд, наконец начнется судебное разбирательство. Но даже в этом случае оно может быть отложено, если будут сделаны юридические запросы о предоставлении дополнительных доказательств по делам, в которые вовлечен Нетаньяху.

Если обвинение откажется предоставить вещественные доказательства, то этот вопрос может быть решен в суде на отдельном заседании. До тех пор пока у ответчика есть заинтересованность отложить судебное разбирательство, процесс предоставления дополнительных доказательств может занять до года.

На этой неделе Высший суд справедливости, как ожидается, обсудит важный вопрос: может ли лицо, обвиненное в совершении преступных деяний, быть назначено для формирования правительства. Мендельблит объявил в четверг, что он не будет предоставлять свое юридическое заключение до тех пор, пока Высший суд справедливости не решит, обсуждать ли апелляцию, которая была подана по этому вопросу, или просто отклонить ее. С тех пор как Мендельблит подал обвинительный акт против Нетаньяху, он воздерживается от выражения мнения по этому вопросу, которое он назвал «теоретическим», и пояснил, что нет никакого смысла пытаться заставить Нетаньяху немедленно уйти в отставку из-за того, что ему было предъявлено обвинение.

Дело 4000 утверждает, что Нетаньяху принимал решения в пользу медиамагната Шауля Эловича – контролирующего акционера Bezeq, крупнейшей телекоммуникационной фирмы Израиля – в обмен на позитивное освещение деятельности Нетаньяху на сайте Walla News, принадлежащем Эловичу.

В случае Дела 1000 премьер-министр обвиняется в получении щедрых подарков от двух богатых друзей – израильского голливудского магната Арнона Милчана и австралийского миллиардера Джеймса Пэкера – в обмен на политические услуги, такие как продвижение деловых интересов двух магнатов или получение виз. Дело 2000 сосредоточено вокруг сделки Нетаньяху с издателем Yedioth Ahronoth Арноном Мозесом, в которой премьер-министр пообещал обуздывать конкурирующую газету Israel Hayom в обмен на лучшее освещение его деятельности в Yedioth Ahronoth.

(Таким образом, в Израиле создалась уникальная ситуация. Премьер-министра не смогут судить до тех пор, пока переговоры ведущих политиков страны не приведут к формированию правящей коалиции большинства, поскольку без такой коалиции нельзя сформировать парламентский комитет, могущий рассмотреть просьбу о предоставлении ему иммунитета от судебного преследования. Все это время Нетаньяху будет исполнять обязанности премьер- министра, оставаясь неподсудным. Это делает Нетаньяху заинтересованным в том, чтобы правящая коалиция не была сформирована никогда. Беньямин Нетаньяху теоретически может сколь угодно долго управлять страной, одновременно оставаясь неподсудным, просто саботируя процесс создания правящей коалиции. Но на практике ему нелегко будет добиться этого, потому что его противники в Верховном суде справедливости и Кнессете могут попытаться запретить ему пребывать на посту премьер-министра в условиях, когда ему предъявлены уголовные обвинения, или провести через Кнессет закон, ограничивающий право одного и того же человека пребывать на посту премьер-министра более 8 лет. – Прим. ред.)