Стареющий нефтяной танкер, пришвартованный у западного побережья Йемена, как предупреждают ООН и экологи, представляет собой угрозу. Время, отпущенное на то, чтобы предотвратить гуманитарную и экологическую катастрофу в Красном море, истекает.
«FSO Safer, полуразрушенное судно, застрявшее примерно в 37 милях к северу от йеменского портового города Ходейда, содержит 1,14 миллиона баррелей легкой сырой нефти и потенциально может выпустить в море в четыре раза больше нефти, чем было разлито с танкера Exxon Valdez в 1989 году», - говорится в сообщении ООН. Разлив нефти такого масштаба нанесет серьезный ущерб как экономике Йемена, так и тому, что ООН называет одним из важнейших хранилищ биоразнообразия на планете.
Хуситы, повстанческая группировка, борющаяся с международно признанным правительством, захватили судно у правительства в 2015 году. С тех пор никакого технического обслуживания не проводилось, и, несмотря на неоднократные предупреждения о надвигающейся катастрофе, повстанцы, связанные с Ираном, препятствовали попыткам ООН направить инспекторов для проверки судна.
«У нас заканчивается время для медленного, обдуманного, поэтапного подхода, который ООН неоднократно предпринимала», - сказал Ян Ральби, генеральный директор I. R. Consilium – глобального консультанта по морской и ресурсной безопасности.
«Приоритетной задачей должен стать слив нефти, – сказал Ральби, назвав груз угрозой, которую необходимо нейтрализовать как можно быстрее и безопаснее. – После того как груз будет выгружен, судно нужно спасти, а в подводный трубопровод, который питал судно, слить дополнительную нефть».
Ничто из этого не может произойти без сотрудничества хуситов. Министр информации Йемена Муаммар аль-Эрьяни обвинил повстанцев в использовании супертанкера в качестве инструмента шантажа и торга, написав в твиттере, что плавучий нефтяной танкер может вызвать катастрофу в 100 раз больше Бейрута.
Эксперты говорят, что дело не в том, вырвется ли нефть наружу, а в том, когда именно это случится. В мае морская вода просочилась в машинное отделение судна, что грозило взрывом. Команда водолазов смогла залатать утечку, но они говорят, что без независимой оценки экспертов ООН невозможно узнать, что ее вызвало. Госсекретарь США Майк Помпео недавно назвал корабль бомбой замедленного действия.
По оценкам ООН, в худшем случае разлив приведет к шестимесячному закрытию контролируемого хуситами порта Ходейда и вызовет 200-процентный всплеск цен на топливо. Стоимость продовольствия, 90% которого Йемен импортирует, удвоится. В случае пожара на борту судна миллионы йеменцев могут подвергнуться воздействию токсичных паров.
«Холм Ахдар», независимая йеменская экологическая группа, чье название переводится как «зеленая мечта», заявила, что существует риск потерять биоразнообразие и естественную среду обитания на более чем 115 йеменских островах.
По оценкам группы, 300 видов коралловых рифов исчезнут из йеменских вод, поскольку толстая пленка нефти не позволит кислороду и солнечному свету проникать в них. Разлив также поставит под угрозу примерно 1,5 миллиона перелетных птиц, которые ежегодно пересекают йеменский Баб-эль-Мандебский пролив, перемещаясь в Африку.
Мохаммед аль-Хакими, исследователь из «Холм Ахдар», проводит очевидные параллели с неуслышанными предупреждениями, что привело к взрыву в Бейруте, в порте которого хранились взрывчатые вещества.
«Разница в том, что опасность гораздо больше, чем в Бейруте. Гуманитарные расходы будут намного больше», - сказал Хакими.
Разлитая нефть нанесла бы ущерб стране, уже переживающей то, что ООН называет худшим гуманитарным кризисом в мире. Более чем пятилетняя война между хуситами и возглавляемой Саудовской Аравией военной коалицией оставила около 24 миллионов человек - 80% населения - зависимыми от гуманитарной помощи.
Угроза голода нависла над всем Йеменом. Разлив нефти разорвал бы спасательный круг для поставок продовольствия ООН, поскольку порт Ходейда, через который большинство из них прибывает, скорее всего закроется на месяцы.
Это нанесло бы серьезный удар по рыбной промышленности Йемена, второму по величине экспортеру страны. По оценкам «Холм Ахдар», около 67 800 рыбаков в одной только Ходейде потеряют все средства к существованию, если произойдет утечка.
«Это станет глобальной проблемой», - сказал аль-Хакими, отметив возможность нарушения глобальных судоходных маршрутов в Красном море, через которое ежедневно проходят миллионы баррелей нефти.
В дополнение к воздействию примерно 20 000 судов, проходящих через этот водный путь каждый год, ООН предупреждает, что другие страны Красного моря, включая Джибути, Эритрею и Саудовскую Аравию, испытают последствия разлива.
По мере того как эксперты бьют тревогу, повстанцы продолжают требовать гарантий, что они могли бы разделить доходы от нефти, хранящейся на судне. Груз, по их словам, стоит 40 миллионов долларов.
Дэвид Сауд, руководитель отдела исследований и анализа в I. R. Consilium, называет эту цифру фантазией. Просидев в горячих, проржавевших танкерах в течение многих лет, он говорит, что деградированный груз будет очень трудно продать.
Даже если оценки хуситов верны, Сауд указывает, что стоимость любой спасательной операции превысит стоимость нефти.
«Стоит ли такая сумма денег того, чтобы рисковать катастрофой, которая может погубить миллионы людей? Стоит ли это долговременного ущерба Красному морю?» - cпрашивает Сауд. Он поинтересовался, поможет ли Бейрут хуситам ответить на эти вопросы.