Иранский коронавирус: санкции США могут превратить кризис в катастрофу
«Стратегия максимального давления» Вашингтона усугубляет масштабный кризис системы здравоохранения Тегерана.
«Стратегия максимального давления» Вашингтона усугубляет масштабный кризис системы здравоохранения Тегерана.
По общему мнению, вспышка коронавируса в Иране представляет собой серьезную экзистенциальную угрозу, которая может сокрушить систему здравоохранения и другие ресурсы страны, необходимые для борьбы с болезнью, захлестнувшей Иран подобно цунами.
В то же время болезнь нанесла существенный удар по легитимности принудительных санкций США в отношении Ирана, придав им новый оттенок жестокости, неприемлемой по любым цивилизационным стандартам. Если правительство США не отступит от своей «стратегии максимального давления» - по крайней мере на время этой эпидемии, - режим санкций неизбежно будет заклеймен в мировом сообществе как опасная жестокость.
Растущая изоляция
Спустя две недели после того, как в Иране были зарегистрированы первые случаи заражения коронавирусом, незваный гость потряс общество и стал еще одной проверкой на способность к выживанию политической системы страны, которая пережила множество кризисов с момента своего основания 41 год назад.
По словам Али Шамхани, секретаря Высшего совета национальной безопасности Ирана, вирус оказал стратегическое воздействие – с точки зрения завершения американской санкционной стратегии, заставив соседей Ирана закрыть свои границы, усилив изоляцию страны.
Но это еще не вся история. В событиях, связанных с коронавирусом, можно также обнаружить новый источник симпатии к Ирану и это работает против американских санкций.
К сожалению, до сих пор реакция администрации Трампа была прохладной. Она разрешила освобождение от санкций в отношении гуманитарной помощи, такой как продовольствие и медикаменты, передаваемой Ирану по швейцарским каналам.
Трамп также предложил помощь, но неудивительно, что Иран отклонил это предложение, приветствуя помощь, предложенную Всемирной Организацией Здравоохранения и Европой. Санкции, введенные президентом США Дональдом Трампом, противоречат основной гуманитарной потребности помочь иранскому народу в его борьбе с распространяющимся вирусом.
Следовательно, к геополитическому элементу добавилось новое эпидемиологическое измерение, требующее фундаментального переосмысления внешней политики США в отношении Ирана, которую при президенте Трампе можно охарактеризовать как чисто конфронтационную.
Использование коронавируса
По словам одного из тегеранских политологов, выступившего на условиях анонимности, сегодня в Иране «очень сильно обеспокоены тем, что американское правительство хочет взять на себя ответственность за небольшие гуманитарные жесты, в то время как оно продолжает бить Иран санкциями, ограничивающими внешнюю помощь стране. Это как если бы кто-то постоянно колол вас огромным ножом и предлагал небольшую повязку».
Профессор добавил: «По иронии судьбы у Ирана и США теперь есть новый общий враг помимо Исламского государства, но, к сожалению, США своими санкциями запрещают нам эффективно бороться с ним».
Поэтому неудивительно, что в дополнение к правительственным чиновникам, критикующим США за использование эпидемии коронавируса для «ослабления морального духа Ирана», существует также мощная теория заговора, раздуваемая бывшим президентом Махмудом Ахмадинежадом, согласно которой Китай и Иран стали жертвой секретного американского биологического оружия.
Другие голоса в Иране сосредоточились на этой болезни как на общей проблеме человечества – проблеме, которая не знает границ и требует коллективного ответа. Главными среди них являются президент Хасан Роухани и министр иностранных дел Джавад Зариф, которые призвали к созданию регионального центра по борьбе с болезнями в Персидском заливе, что является своевременным дополнением к недавней инициативе Ирана по региональному сотрудничеству в области безопасности.
Не будем забывать, что санкции США не санкционированы Организацией Объединенных Наций, которая поддержала ядерное соглашение 2015 года в резолюции 2231 Совета Безопасности.
Хотя в настоящее время можно услышать, как госсекретарь США Майк Помпео обдумывает вариант введения против Ирана санкций ООН в свете избирательного невыполнения Ираном ядерной сделки, импульс против этой перспективы, порожденный эпидемией коронавируса, неизбежен.
Ограниченные гуманитарные льготы, предоставленные США, недостаточны, и, как сообщает Атлантический совет, существующие финансовые ограничения на ведение бизнеса с Ираном создали серьезные препятствия для доступа Ирана к жизненно важным медицинским поставкам. Это напоминает о критике специального докладчика ООН Идриса Джазайри, указавшего на то, что экстерриториальное применение односторонних санкций явно противоречит международному праву.
Необходима максимальная солидарность
Даже в условиях, когда различные политические ястребы продолжают настаивать на дополнительных санкциях против Ирана, усиливается ощущение, что нужно больше осторожности в политике США в отношении Ирана.
Американскому правительству стало все труднее рационализировать свое суровое наказание Ирана в то время, когда эта страна остро нуждается в освобождении от жестоких санкций, чтобы заботиться о своем населении.
Нет необходимости говорить, что другие западные правительства - особенно те, которые подписали ядерную сделку или иным образом поддержали ее, - несут моральную ответственность за удвоение своих усилий по оказанию помощи Ирану – как напрямую, помогая бороться со вспышкой коронавируса, так и косвенно, призывая Вашингтон отказаться от своей стратегии максимального давления.
Сейчас Ирану нужна максимальная внешняя помощь и солидарность.
Администрация Трампа могла бы извлечь урок из политики бывшего президента Джорджа Буша-младшего, который объявил Иран частью «оси зла», но бросил тонны медикаментов, а также поисково-спасательную команду в пострадавший от землетрясения Иран в 2003 году.
Этот эпизод не остался незамеченным в коллективной памяти иранского народа, который еще не оправился от разрушительного воздействия новой болезни. Со временем ситуация с распространением коронавируса, скорее всего, станет еще хуже, прежде чем его удастся остановить. Более нравственное президентство США не избавило бы нас от необходимости решать насущные проблемы Ирана сегодня.