В Сирии идут ожесточенные бои, несмотря на коронавирус
Столкновения бушуют между поддерживаемыми Турцией сирийскими антиасадовскими боевиками и сирийскими курдскими группировками к востоку от реки Евфрат.
Столкновения бушуют между поддерживаемыми Турцией сирийскими антиасадовскими боевиками и сирийскими курдскими группировками к востоку от реки Евфрат.
Несмотря на новые вызовы, связанные со вспышкой коронавируса, Турция продолжает попытки наступления в связи с развертыванием военных сил в сирийском Идлибе и сохраняет свою жесткую хватку к востоку от реки Евфрат.
Вспышка коронавируса стала главной темой дня не только в возглавляемой курдами автономной администрации северной и восточной Сирии, но и в контролируемых Турцией Гре Спи и Сарекании к востоку от Евфрата. Ожидалось, что вспышка болезни замедлит боевые действия в регионе. Однако столкновения не были прерваны ни пандемией, ни внутренними спорами между поддерживаемыми Турцией группировками Сирийской национальной армии. Растет и недовольство сирийских боевиков тем, что Турция им не платит.
В марте, когда пандемия повергла мир в смятение, в регионе начались столкновения, особенно вокруг Гре Спи, Айн-Иссы и Тель-Тамира. В апреле имел место всплеск насилия.
Поддерживаемые Турцией силы, базирующиеся в Сарекании, обстреливают деревни в преимущественно христианском городе Тель-Тамир, расположенном на шоссе М4 примерно в 37 километрах от Сарекании. Айн-Исса и Гре Спи также находятся под огнем.
Частота столкновений указывает на стратегию конфликта низкой интенсивности.
Согласно местным сообщениям, поддерживаемые Турцией боевики обстреливают из минометов и артиллерии несколько деревень и городов близ Гре Спи и Айн-Иссы. 15 и 16 марта в результате обстрелов близ Гре Спи и Айн-Иссы были ранены мирный житель и сирийский солдат.
Напряженность еще больше усилилась во второй половине марта, когда под обстрел попал преимущественно ассирийский город Тель-Тамир.
1 апреля были подвергнуты бомбардировке деревни Кафр-Хамра и Умм-аль-Кайф близ Тель-Тамира и Рабия близ Сарекании. 2 апреля под обстрел попали деревни Умм-эль-Кайф, Абош, Кабр, Рубайят и Таль-аль-Вард близ Тель-Тамира. По данным местных источников, в ходе столкновений в Абоше и Кабре были убиты два сирийских солдата и еще двое ранены.
Атаки на позиции СДС в Гре Спи и Тель-Тамире продолжались всю первую неделю апреля. В ответ на это влиятельный ассирийский Военный совет в Тель-Тамире и отряды защиты «Хабура» присоединились к контратакам СДС. (Турция заявляет, что СДС связанны с Рабочей партией Курдистана (РПК). Эта организация сражается за автономию турецкого (или северного) Курдистана. 4 апреля минобороны Турции объявило, что 24 боевика были «нейтрализованы», не сообщив никаких подробностей о времени и местах проведения операции. Естественно, курдские источники эти цифры не подтвердили.
Когда Турция начала операцию «Мирная весна» в октябре 2019 года против возглавляемых сирийскими курдами группировок, мирные жители, бежавшие из деревень между Айн-Иссой и Гре Спи, укрылись в Ракке, а жители, бежавшие из Тель-Тамира, рассеялись по всей Хасаке. Теперь, когда операция закончилась, они пытаются вернуться в свои дома, но их обескураживает артиллерийский огонь, а недавние столкновения, возможно, привели к новым перемещениям населения из некоторых деревень.
«Этот район находится под обстрелом, чтобы помешать мирным жителям вернуться в свои деревни. Мы ожидали, что вспышка коронавируса остановит столкновения и принесет некоторую нормализацию в регион, но атаки нарастают, – сказал «Аль-Монитору» чиновник из Автономной администрации на северо-востоке Сирии. - Эти нападения затрагивают около 15 деревень и подрывают усилия Автономной администрации по сдерживанию коронавируса».
Атаки на эти города и поселки также привели к спекуляциям о том, делает ли президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган все еще ставку на свои до сих пор неудачные попытки захватить контроль над коридором, протянувшимся на всю 900-километровую турецко-сирийскую границу, и взять нефтяные месторождения в контролируемом СДС Дейр-эз-Зоре. Турецкая операция «Мирная весна» в октябре была направлена на создание т.н. безопасной зоны вдоль северной границы истерзанной войной страны для расселения некоторых из 3,6 миллиона беженцев из Сирии, которых приняла Турция. Однако новые договоренности между Турцией и Соединенными Штатами были достигнуты еще 17 октября, а между Турцией и Россией 22 октября. Они предусматривали прекращение Турцией военной операции, ограничив контролируемую ее армией территорию глубиной 32 километра и расстоянием между Гре Спи и Сарекании. Но происходящая сегодня эскалация указывает на то, что Турция, вероятно, не отказалась от своего первоначального плана создания коридора в 900 км.
Тем временем недовольство и беспорядки, похоже, растут среди поддерживаемых Турцией группировок Сирийской национальной армии (СНА). Около 60 боевиков провели акцию протеста в Гре Спи 5 апреля, требуя от Турции выплатить им просроченную зарплату и разрешить боевикам перейти в район к западу от Евфрата. Аналогичные требования были выдвинуты еще 17 марта, когда вооруженные боевики устроили сидячую забастовку, перекрыв дорогу, соединяющую Гре Спи и Сарекании. Они также просили о ротации войск между различными протурецкими силами, развернутыми в районах на севере и северо-западе Сирии.
Турция приняла некоторые меры на контрольно-пропускных пунктах Гре Спи и Сарекании, чтобы остановить проникновение вируса в этот регион, и люди все еще опасаются попасть там в ловушку, потому что в районе отсутствуют надлежащие медицинские учреждения.
Еще одним примером беспорядков являются разногласия между различными группировками Сирийской национальной армии. Ссора из-за домов и предприятий, которые ополченцы считают военными трофеями, переросла в вооруженный конфликт в городе Харабат в районе Сарекании в ночь на 5 апреля. В результате многочасовых столкновений погибли восемь боевиков. Эпизоды мародерства, подобные тем, что произошли в курдском анклаве Африн, занятом турецкими войсками и протурецкими боевиками в 2018 году, теперь разворачиваются в регионе «Весны мира».
Усилия Анкары по поддержанию активной линии фронта, несмотря на достигнутые ею договоренности с Россией и Соединенными Штатами, могут оказаться тщетными. Атаки на позиции СДС и сирийских правительственных войск не принесли в настоящее время никаких территориальных завоеваний. Помимо недовольства вооруженных группировок, продолжающиеся проблемы с местными жителями могут стать еще одним предвестником новых неприятностей для Турции.
Новые территориальные завоевания, новые финансовые ресурсы и нефть стали главными движущими силами стремления вооруженных боевиков принять участие в операции «Весна мира». Однако в новых условиях Эрдоган, возможно, не сможет использовать подобные рычаги для привлечения этих сил, учитывая бюджетный кризис, международную изоляцию и зависимость от российского плана игры. Таким образом, незавершенная драма на северо-востоке Сирии, по-видимому, является надвигающейся головной болью для Турции.