За несколько дней до этого еще одна активистка едва избежала покушения на свою жизнь. Ее подруга была убита 14 августа, что вызвало протесты.
Убийства и похищения людей происходят в Басре уже в течение многих лет. Басра – второй по величине городе Ирака и движущая сила его экономики. Басра имеет огромное хозяйственное значение из-за нефтяной промышленности и порта. Но многие подозревают, что постоянные обвинения в поддержке американцами протестов, которые происходят по вине иракской политической системы (протестов, которые привели к отставке предыдущего премьер-министра в конце прошлого года), и онлайн-кампания по дискредитации конкретных активистов, предполагавшая, что им «платят» Соединенные Штаты, сыграли свою роль в недавних убийствах.
Одним из первых шагов Кадими, который в мае вступил в должность премьер-министра Ирака, стал арест членов малоизвестной шиитской вооруженной группировки в Басре «Таар Аллах». В июне новый премьер-министр приказал совершить налет на штаб-квартиру «Катаиб Хезболлы» (крупного шиитского про-иранского ополчения, – прим.) в Южном Багдаде.
В ответ на убийство активиста Тахсина Усамы 14 августа и последовавшие за этим протесты, Кадими отстранил от занимаемых должностей нескольких чиновников, в том числе начальника полиции Басры.
Кадими, который также является директором Национальной разведывательной службы Ирака, был обвинен связанными с Ираном группировками в передаче информации Соединенным Штатам, что привело 3 января к убийству американским беспилотником иранского генерал-майора Касима Солеймани и командира «Катаиб Хезболлы» Абу Махди аль-Мухандиса.
Уроженка Басры Рихам Якуб, врач, известная как своей ролью в деятельности по расширению прав и возможностей женщин, так и сплочением протестующих с требованием улучшения системы социальных услуг, была застрелена 19 августа. С тех пор и Соединенные Штаты, и Европейский союз выступили с заявлениями против «эскалации насилия в отношении иракских активистов гражданского общества».
Позднее 18 других посольств в Ираке, включая посольства Австралии, Бельгии, Канады, Франции, Германии, Италии, Испании, Швеции и Соединенного Королевства, осудили серию убийств в совместном заявлении.
Ханаа Эдвар, глава иракской ассоциации «Аль-Амаль» и соучредительница иракской женской сети, рассказала «Аль-Монитору» в телефонном интервью 21 августа, что Якуб и многим другим активистам угрожали после протестов в городе в 2018 году, во время которых было подожжено иранское консульство, и что против активистов была проведена «огромная кампания обвинений в связях с американским консульством».
«Многие бежали из города позже – в другие иракские провинции, Турцию, другие страны, – но позже Якуб вернулась», – сказала Эдвар, отметив, что кампания онлайн-клеветы возобновилась после последних протестов.
«Вот уже 17 лет Басра находится вне контроля правительства. Ополченцы делают это сейчас, потому что правительство пытается восстановить контроль над городом», – добавила она.
Фотографии Якуб, стоящей рядом с генеральным консулом США в Басре, ранее использовались для разжигания гнева против нее, что было характерно для других похищений и убийств, в том числе для убийства известного эксперта по безопасности и борьбе с терроризмом Хишама аль-Хашими в начале июля. Он служил советником иракского правительства.
Фотография Хашими перед его убийством была размещена в социальных сетях, рядом с утверждениями, что он получал деньги от правительства США.
Эдвар сказала, что Якуб «не была первой» женщиной, ставшей мишенью, но что в последнее время женщинам-активисткам, похоже, уделяется больше внимания. Это сигнал о том, что «для (проиранских, – прим.) ополченцев больше нет красной линии в том, что касается женщин».
Якуб была из «важной семьи в Басре, и поэтому мы надеемся, что это поможет» предотвратить любое «сокрытие» (информации о ее убийстве, – прим.), сказала она.
«Результаты расследования убийства правозащитницы Суад аль-Али в 2018 году так и не были обнародованы, равно как и имена преступников» во всех других случаях нападений на активистов и журналистов, которые явно были нацелены на их работу. То же самое с Хашими; нам не сказали, «кто может быть подозреваемым», хотя очевидно, что ополченцы были вовлечены во многие из этих дел.
Этот журналист сообщал из Басры о протестах в конце прошлого года, на фоне неоднократных отключений интернета и широко распространившегося страха среди населения из-за убийств участников протестов. Два брата одного человека, убитого в Басре, сказали, что у них есть родственники, которые воевали вместе с группировками, связанными с Ираном, как в Сирии, так и в Ираке, против ИГ (организация запрещена в России). Некоторые из их родственников были убиты, говорили они, сражаясь против ИГ вместе с проиранскими группировками. Тем не менее, их брат принимал участие в протестах за лучшую жизнь и боролся уже против этих самых вооруженных проиранских групп.
Али аль-Баяти, глава Независимой Высшей комиссии Ирака по правам человека, сообщил «Аль-Монитору» в своем послании 21 августа, что с октября 2019 года по середину июня 2020 года было совершено 53 покушения на жизнь активистов и 25 были убиты, в то время как только в августе было совершено девять покушений – в Басре, Майсане и Ди-Каре – причем два активиста были убиты.
Недавние убийства, по-видимому, задуманы как предупреждение иракцам в целом и Кадими в частности. С их помощью группировки говорят о том, что любой, кого они считают дружелюбным по отношению к Соединенным Штатам, будет рассматриваться как враг. Время, выбранное для убийств – время ирако-американского стратегического диалога с премьер-министром Кадими в Вашингтоне, округ Колумбия, – по-видимому предназначено для достижения максимального эффекта.
Шиитский политик и бывший кандидат в премьер-министры Аднан Аль-Зурфи потребовал 19 августа, чтобы в Басру была направлена иракская служба по борьбе с терроризмом для восстановления порядка. Контр-террористическая служба известна тем, что получила обширную подготовку и поддержку от Соединенных Штатов и была задействована в июньском рейде на штаб-квартиру «Катаиб Хезболлы» в Багдаде.
Зурфи сказал, что волна убийств равносильна «объявлению войны государству», и предупредил, что «эти преступники более опасны, чем Исламское государство (организация запрещена в России, – прим.)».
Эдвар заявила: «Нам нужно давление со стороны международного сообщества на Ирак, чтобы очистить силы безопасности от непрофессиональных людей, которые лояльны политическим партиям или вооруженным группам», добавив: «Это убийство, безусловно, не будет последним».
«Мы видели доказательства того, что в силы безопасности были внедрены ополченцы, и это вызывает серьезную озабоченность», – сказала она.
Любой призыв о помощи из-за границы вызовет новые обвинения в попустительстве иностранной державе со стороны проиранских группировок. Однако некоторые иракцы, похоже, рассматривают призыв к внешней поддержке как один из немногих доступных вариантов укрепления верховенства права в их собственной стране.