За переговоры с Ираном или за протестующих?

По мере усиления антиправительственных протестов в Иране, в Вашингтоне усиливается давление со стороны тех, кто требует прекращения ядерных переговоров президента Байдена с Тегераном и отстранения от дипломатии их дирижера, Роберта Мэлли.

Несколько источников в Вашингтоне сообщили газете Sun о растущем расколе между чиновниками министерства финансов, которые призывают г-на Байдена усилить анти-иранские санкции в поддержку протестующих, и Мэлли, специальным посланником США по Ирану, который превыше всего ставит продление ядерной сделки 2015 года или, как ее официально называют, JCPOA или СВДП - Совместного всеобъемлющего плана действий (снятие с Ирана санкций в обмен на его отказ от программы создания ядерного оружия - прим).

Дипломаты Тегерана приостановили переговоры в Вене о возобновлении сделки. Однако Мэлли, которого на данный момент полностью поддерживают Белый дом и госдепартамент, продолжает политику Вашингтона, добиваясь возобновления сделки.

По словам недоброжелателей Мэлли, пытаясь сохранить открытыми дипломатические каналы в целях заключения ядерной сделки, Вашингтон тем самым узаконивает режим Тегерана, в то время, когда иранские силовики калечат и убивают тех самых уличных демонстрантов, о которых Вашингтон говорит, что поддерживает их.

Байден должен «"прекратить переговоры, пока в Иране убивают женщин и детей», - сказала газете Sun одна из ведущих иранских оппозиционных активисток, американка иранского происхождения Масих Алинежад, проживающая в Бруклине.

Представители государственного департамента, со своей стороны, предупреждают, что в Иране [в результате восстания] может возникнуть такой же хаос, какой сейчас наблюдается в Ливии или Ираке.

Тем не менее, даже некоторые сторонники Байдена все чаще встают на сторону протестующих, призывающих к свержению режима.

«Для того, чтобы иранский народ обрел свободу, нужно сменить режима», - написал в понедельник в Твиттере бывший посол президента Обамы в Израиле Дэн Шапиро. Он добавил, что администрация США, возможно, не может публично выступать за смену режима, но она должна открыто и часто заявлять, что режим «виновен в нарушении всех норм».

Если европейцы рассматривают переговоры по JCPOA «как повод для осторожных протестов», пишет Шапиро, то Америка «должна убедить их в обратном. Независимо от того, питаете ли вы надежды на сделку, считаете переговоры мертвыми или выступаете против них, подход к протестам должен быть одинаковым».

До недавнего времени Шапиро был членом группы, консультировавшей Байдена по Ирану, но в начале 2022 года покинул ее, чтобы присоединиться к Атлантическому совету. Два других члена команды, Ариан Табатабаи и Ричард Нефью, также ушли в то время. Госдепартамент отрицает, что увольнения были связаны с разногласиями с руководителем группы Мэлли, и заявляет, что Нефью был переведен на другую должность в департаменте.

Роб Мэлли и его нынешний заместитель Джарретт Бланк в настоящее время практически единолично определяют иранскую политику Америки. «Роб - наш специальный посланник по Ирану», - заявил во вторник представитель госдепартамента Нед Прайс, добавив, что г-н Мэлли «по-прежнему в значительной степени руководит командой и нашими усилиями здесь».

Прайс отреагировал на сообщения израильской прессы, которая ссылалась на неназванного чиновника из окружения премьер-министра Израиля Яира Лапида. Последний во время брифинга с журналистами на этой неделе сказал, что иранская политика Вашингтона «уже вышла из-под контроля лагеря Мэлли». Эта оценка, возможно, больше выдавала желаемое за действительное.

«Иранская политика Байдена зашла в тупик. Ей срочно нужна перезагрузка, иначе США не смогут противостоять пагубной внутренней и внешней политике иранского режима», - написал вчера в Твиттере бывший американский заложник в Иране Сиюэ Ванг. - «Такая перезагрузка политики должна начаться с Роба Мэлли и его заместителя Джарретта Бланка».

«Мэлли больше подходит на роль посланника по JCPOA, а не посланника по Ирану», - утверждал Ванг, известный критик иранской политики Байдена, в длинном сообщении в Твиттере, которое широко обсуждалось в Вашингтоне.

Источники «озадачены тем, что администрация Байдена все еще сосредоточена на возрождении слабой иранской ядерной сделки, которая вливает средства в КСИР (Корпус стражей исламской революции - военно-политическая и экономическая корпорация, которая, фактически, управляет Ираном с одобрения диктатора - верховного лидера. - прим) в то время как храбрые иранские женщины противостоят этому жестокому режиму»", и говорят, что Америка «должна прекратить переговоры и выступить, чтобы помочь этим женщинам», - написала сегодня в Твиттере репортер Fox News из Пентагона Джениффер Гриффин.

«Эти настроения разделяют многие вашингтонские наблюдатели, и призывы к переменам звучат уже давно, - сказал газете Sun директор по политике организации «Объединение против ядерного Ирана» Джейсон Бродски. - Исключительное внимание к возрождению JCPOA затмило все остальные соображения».

По мере того, как иранские протестующие доказывают свою стойкость, даже несмотря на рост числа погибших, давление на Байдена, чтобы он открыто прекратил или, наконец, публично приостановил дипломатию, основанную на JCPOA (ядерной сделке), будет расти.

Администрация указывает на свою поддержку протестующих, включая адресные санкции и лицензии, позволяющие телекоммуникационным компаниям помогать демонстрантам. Однако, как показывает разрыв между Мэлли и министерством финансов, даже санкции выверены таким образом, чтобы не навредить дипломатии JCPOA.

Мэлли - «истинный север» администрации Байдена, - говорит наблюдатель за Ираном из Фонда защиты демократий Бехнам Бен Талеблу. - Он будет там до тех пор, пока сделка является целью [руководства США]».

Он добавляет, что пока Вашингтон ведет дипломатические переговоры с режимом, Тегеран «будет знать, что серьезных мер» (со стороны США), направленных против его подавления протестного движения не будет.

Бенни Авни - колумнист, публиковавшийся в New York Post, WSJOpinion, The Daily Beast, Newsweek, Israel Radio, Ha'Aretz и других изданиях. Однажды New York Sun, всегда New York Sun.