Европа

Турецкие убийцы: европейская политика криминализации – часть 2

Покушения на убийства, которые совершались против участников курдского освободительного движения, оказались на повестке дня ещё в начале 1980-х годов.

Турецкое государство строило подобные планы убийств по собственной инициативе, но поощрило Турцию на этом пути решение Европы криминализировать Рабочую партию Курдистана (РПК), определив ее как террористическое объединение.

В 1985 году Германия стала первым государством, объявившим РПК «террористической организацией». Год спустя, 28 февраля 1986 года, тогдашний премьер-министр Швеции Улоф Пальме был убит, когда возвращался из кинотеатра со своей женой, идя по улице пешком.

Премьер-министр Швеции Улоф Пальме

Вину за это убийство возложили на РПК. Справедливая, законная борьба курдского народа была объявлена преступной во всем мире из-за этого убийства. Началась «охота на ведьм», в роли которых выступили курды. Однако, было очевидно, что Пальме стал жертвой настоящего заговора. С самого начала курды возлагали ответственность за случившееся на «Гладио» и многие секретные службы. Когда главный подозреваемый по этому делу умер спустя 34 года, дело было закрыто. Тогда наконец было сделано признание, что РПК не имеет никакого отношения к убийству Пальме. Курды до сих пор ждут извинений от шведского правительства за несправедливое обвинение.

Убийства курдских лидеров в Дании

После того, как этот процесс стартовал, с начала 1990-х годов в Европу снова стали посылать отряды убийц. Имдат Йылмаз, который иммигрировал в Данию в 1978 году и стал президентом Федерации курдских ассоциаций в 1992 году, стал жертвой покушения на убийство, организованного MIT (национальной разведывательной службой Турции) в 1994 году. На Йылмаза напали, когда он выходил из своего дома 7 февраля. Нападавший стрелял, выпустив все пули из магазина своего пистолета в тело Йылмаза. Полиция Дании провела рейд в курдской ассоциации и задержала курдов. И представители полиции, и датские СМИ утверждали, что в РПК произошел «внутренний конфликт». На Йылмаза, который выжил, несмотря на ранения, также оказывали давление, чтобы он подтвердил, что убийство было совершено руками РПК. Йылмаз отвечал, не поддаваясь на давление, что убийство было делом рук турецкой разведки. В итоге дело было закрыто без какого-либо значимого расследования. Однако, датская служба безопасности и разведки, PET, была в курсе личности исполнителя покушения. Имя нападавшего – Сабах Кетене. Этот человек был частым гостем в «Культурной ассоциации иракских турок» в Копенгагене и имел турецкий дипломатический паспорт.

Турецкий журналист и националист Эмин Чёлашан утверждает в своей статье, опубликованной в газете «Hürriyet» 11 июня 2006 года, что знал Кетене как «героя». Описывая, как этот «герой» совершил убийство в Дании, Чёлашан обращает внимание на то, что Кетене на тот момент был государственным чиновником. Спустя много лет Чёлашан пишет статью в газету «Sözcü» – в этом тексте 2 июля 2019 года, на этот раз под заголовком «Туркоманский герой», он снова восхваляет сотрудника MİT Сабаха Кетене. Упоминая о своей встрече с Кетене, уже умершим на момент публикации, журналист продолжает: «Он был сотрудником MİT и проделал большую работу, особенно за рубежом. Он был и офицером разведки, и руководителем одной из тайных групп киллеров».

Источник Чёлашана, сам Кетене, описал убийство в Дании так: «Когда нам дают задание в одной стране, мы едем каждый своим маршрутом и встречаемся на месте. Мы совершили налет на квартиру, где проживал видный член РПК, в столице одной из западноевропейских стран. Мы заманили его в тупик перед лифтом и выпустили в него не менее 10 пуль. Мы ушли, думая, что он мертв. Но у этого человека было семь жизней. Он пролежал в отделении реанимации полгода и в конце концов поправился. Мы не смогли его прикончить, но он уже не будет прежним».

Агент турецкой разведки: в Афинах мы взрывали бомбы

Из статьи Чёлашана понятно, что преступления Сабаха Кетене в Европе совершались на «широкую ногу». Кетене говорил журналисту: «Мы сформировали ячейки, организовали их и начали сжигать их леса и на греческих островах, и на материке. Их прекрасные леса уничтожались... Ещё были взорваны бомбы в нескольких туристических районах! Мы взорвали несколько бомб даже в афинском метро, в терминале Пирей...».

Кетене, заявивший, что устраивал взрывы, чтобы навредить РПК в Эрбиле, столице Иракского Курдистана, был убит в результате вооруженной акции в Курдистане в апреле 2006 года.

Деятельность Турции по организации убийств в Европе при Эрдогане

Борьба за власть и новые партнерские отношения в период перехода от кемализма к эпохе Реджепа Тайипа Эрдогана вытолкнули на поверхность новые военизированные структуры. За рубежом активизировалась деятельность разведки, начались похищения и убийства. Теперь все структуры, имеющие «турецкий» и «мусульманский» характер и связанные с государством, стали работать как спецслужбы. Мечети, имамы, адепты сект, националисты, их ассоциации, журналисты, политики, послы и многие другие стали частью этой разведывательной сети.

Первый масштабный удар за рубежом правительство Эрдогана нанесло в Париже 9 января 2013 года. Одна из основателей РПК, Сакине Джансыз, представительница НКК в Париже Фидан Доган и активистка курдского молодежного движения Лейла Шайлемез были убиты в результате нападения, организованного силами MIT. Все следы, найденные в ходе расследования, говорили о том, что заказано это тройное убийство было в Анкаре.

Новое военизированное формирование SADAT

В последующие годы нападения на курдов и всех оппозиционеров участились как внутри страны, так и за рубежом. В игру вступили новосозданные военизированные структуры. Теперь судебная система, полиция, члены турецкого парламента, корреспонденты СМИ и военные попали под влияние, фактически – командование властей. На слуху оказалось название ЧВК SADAT. SADAT, действовавший как военизированная организация, стал инструментом внутренней угрозы и давления, но проводил и ряд операций за рубежом.

SADAT упоминается в покушениях на видных деятелей курдского движения в Бельгии, на политика Бериван Аслан в Австрии. Аднан Танрыверди, турецкий военный и глава SADAT, посетил Париж вместе с Эрдоганом в 2018 году, во время подготовки покушения в Бельгии. Его имя не упоминалось в составе официальной делегации. Неизвестно, какие встречи он провел во время этого визита, что обсуждалось в ходе этих встреч и были ли заключены какие-либо соглашения.

Информация, выявленная в ходе расследования, проведенного в Бельгии, также раскрывает связи между группой убийц и SADAT. К делу приобщены фотографии членов группы убийц, и на этих снимках они стоят рядом с Аднаном Танрыверди. Дело в Брюсселе считается чрезвычайно важным, так как эти тайные сети должны были раскрыты, чтобы их участники предстали перед судом. Эти структуры характеризуют самую суть турецкого государства, которая не менялась с момента его создания.

Так кто же такой этот Танрыверди, глава ЧВК SADAT? Танрыверди был личным советником Эрдогана. Он бывший военный, который в течение 30 лет занимал должность начальника Управления специальных боевых действий Генштаба и Организации гражданской обороны ТРСК. Танрыверди читает лекции в военной академии Турции, а нынешний министр обороны Хулуси Акар, который стал начальником Генерального штаба 15 июля – один из учеников Танрыверди.

Их отношения с Эрдоганом начались по меньшей мере в 1994 году. Эти отношения обострились после периода 28 февраля и приобрели новое измерение после «попытки переворота» 15 июля 2016 года. Собственно, после этой даты Танрыверди по просьбе Эрдогана занял место главного советника президента по вопросам безопасности. Он начал посещать саммиты самого высокого уровня, в ходе которых обсуждалась безопасность державы.

В результате реакции на его заявление «Мы должны подготовиться к приходу Махди», сделанное на 3-м Международном конгрессе Исламского союза, проходившем в Стамбуле в декабре 2019 года, 8 января 2020 года Танрыверди сложил с себя полномочия как советника президента, так и члена комитета по безопасности и внешней политике.

Основанная им организация SADAT была официально зарегистрирована 28 февраля 2012 года. На тот момент в ней состояли 23 отставных офицера и бывших военных в других званиях. Сегодня утверждается, что у структуры имеется 64 советника в 22 мусульманских странах, особенно в правительстве Триполи. SADAT непосредственно участвует в подготовке вооруженных группировок в Сирии и имеет свободный доступ в турецкие военные лагеря. В 2016-2018 годах сотрудники этой ЧВК консультировали вооруженные бандформирования, участвовавшие в операциях вторжения «Щит Евфрата» и «Оливковая ветвь». Эти силы, которые используются в зарубежных операциях, также служат вооруженным политическим ополчением внутри страны. Сообщалось, что у них есть свои тренировочные лагеря, в частности, в провинциях Токат и Конья. Реальная деятельность SADAT держится в тайне, за исключением эпизодически всплывающих данных.

Утверждается, что эта ЧВК работает в первую очередь в сфере обеспечения безопасности правительств мусульманских стран. SADAT также выступает в качестве посредника между властями соответствующих держав и турецкой оборонной промышленностью, обеспечивает подготовку пехоты, сил специального назначения, военно-морских и военно-воздушных сил. ЧВК, считающаяся новым турецким «Гладио», управляет операциями внутри страны и за её пределами. Другими словами, она действует как параллельная MIT структура.

Режим Эрдогана продолжает угрожать диссидентам в Европе с помощью своих военизированных структур. Теперь не только курды, но и все активные голоса из стана оппозиции рискуют стать мишенью турецкого «Гладио».

SADAT также фигурирует в статье о покушении на Бериван Аслан, опубликованной во французском журнале «Le Point» в сентябре 2021 года. Человек, точка зрения которого интересовала «Le Point», - Фейяз Озтюрк. Ему и было поручено совершить убийство.

Озтюрк, оказавшийся агентом MIT, признался в покушении. Однако, вместо того чтобы быть арестованным в Австрии, он был депортирован в Италию, гражданином которой является. Он живет на Сицилии. В беседе с Гийомом Перье, сотрудником «Le Point», Озтюрк рассказал, что секретная ячейка, действующая от имени MIT, связалась с ним в 2018 году. У них произошла встреча в одном из объединений в Белграде в августе 2020 года, и некто по имени «Угур» дал ему задание «убить венского политика Бериван Аслан», создав впечатление случайности инцидента. Озтюрк обратился в австрийскую разведывательную службу BTV в сентябре 2020 года и подробно рассказал о задании, полученном от членов тайной турецкой ячейки. Против него было начато расследование по причинам участия в покушении и связи с преступными организациями, но через три месяца он был неожиданно освобожден.

Фейяз Озтюрк участвовал в заговоре с целью убийства австрийско-курдского политика Бериван Аслан

Озтюрк, рассказывая о произошедшем журналу «Le Point», обратил пристальное внимание на роль SADAT: «После неудачной попытки переворота от 15 июля 2016 года тысячи агентов разведки, обвиненных в измене, были вычищены. Чтобы заполнить образовавшийся вакуум, государство начало полагаться на националистические ячейки или военизированные группировки. Так SADAT, частная охранная компания, основанная генералом-исламистом, и стала одним из главных подрядчиков в операциях MIT за рубежом».

В признаниях Озтюрка также фигурирует Франция. В последние десятилетия Франция использовалась турецкой разведкой в качестве зоны оперативной деятельности. Озтюрк продолжает: «Я жил во Франции на квартире MIT в коммуне Шуази, в центре китайского квартала».

ЧАСТЬ ПЕРВУЮ можно прочитать здесь