Сирия

Турция продолжает наносить удары по Cеверо-Восточной Сирии

В результате турецких атак в Северо-Восточной Сирии за три месяца погибли 229 мирных жителей, ещё 311 граждан получили ранения.

Удары по территории Северо-Восточной Сирии вызвали тревожащую гуманитарную ситуацию в регионе; авиаудары и наземные обстрелы представляют собой серьезную непосредственную угрозу для жизней мирного населения.

Многочисленные атаки, имевшие место в январе, феврале и марте, серьезно повлияли на жизнь в регионе, приведя к гибели 229 мирных жителей и ранению по меньшей мере 311 человек. Эта ситуация говорит о многочисленных нарушениях международных норм в части прав человека и закона войны, когда гражданское население подвергается преднамеренным нападениям, а гуманитарный кризис усугубляется. Мы проанализировали вооруженные нападения в регионе в беседах с адвокатом Мустафой Шех Муслимом, Юсифом Куте из Камышло и Сюзан Осо из Африна.

Январь

Было зафиксировано 385 случаев применения БПЛА, 105 случаев использования истребителей, 34 авиаудара, 20 ударов беспилотников, 3 атаки дронов-камикадзе, 162 артиллерийских обстрела, 32 минометных обстрела, 5 танковых атак, 23 атаки с использованием крупнокалиберных пулеметов, 5 гранатометных обстрелов, 8 попыток диверсий, 1 попытка засады, 18 обстрелов из АК-47, 11 обстрелов из пулеметов BKC, 7 обстрелов из РПГ-7, 1 случай применения РБК, 3 заказных убийства, 3 ракетных обстрела, 1 факт использования ручных гранат.

Февраль

380 случаев применения БПЛА, 102 случая использования истребителей, 25 авиаударов, 15 ударов беспилотников, 3 атаки дронов-смертников, 162 артиллерийских обстрела, 32 минометных обстрела, 3 танковых атаки, 17 атак из крупнокалиберных пулеметов, 5 попыток проникновения, 5 гранатометных атак, 11 атак из АК-47, 7 атак с применением пулеметов BKC, 5 атак с использованием РПГ-7, 3 попытки покушения и 1 факт использования ручных гранат.

Март (01-15 марта 2025 г.)

Отмечено 88 случаев активности БПЛА (как разведывательные вылеты, так и атаки), 9 случаев активности военных самолетов, 12 авиаударов, 5 ударов беспилотников, 50 артиллерийских обстрелов, 43 минометных обстрела, 80 обстрелов из тяжелых пулеметов, 1 попытка проникновения, 1 случай применения РБК и 2 атаки с применением АК-47.

По меньшей мере 229 погибших и 311 раненых

По информации, полученной от Комитета здравоохранения северо-восточной Сирии и соответствующих учреждений и организаций, в период с 1 января по 15 марта 2025 года по меньшей мере 229 мирных жителей погибли и ещё 311 получили ранения.

Несколько примеров убийств

11 января

В результате удара военного самолета по деревне Месреб, расположенной в кантоне Евфрат, погибли отец и двое его детей, ещё пять родственников получили ранения.

Имена погибших: Исмаил Хасан Мустафа (37 лет), Фатма Исмаил Мустафа (12 лет), Айша Исмаил Мустафа (13 лет).

Имена раненых: Хасан Исмаил Мустафа (10), Хилуд Исмаил Мустафа (8), Иман Исмаил Мустафа (5), Али Исмаил Мустафа (2), Бехрия Исмаил Мустафа (1)

27 января

Вооруженные БПЛА атаковали общественный рынок в городе Сирин, на территории кантона Евфрат. В результате нападения погибли тринадцать человек, ещё двенадцать получили ранения.

28 января

В результате бомбардировки деревни Ум Хермель в Зиргане погибли три мирных жителя, в том числе один ребенок. Ещё девять человек были ранены в результате нападения.

17 марта

В ходе ночного нападения на деревню Берхботан в Кобани оккупационные турецкие войска применили БПЛА и тяжелое вооружение. Были убиты семь детей вместе с матерью и отцом, ещё двое членов семьи получили тяжелые ранения. Несмотря на все усилия врачей, один из раненых позже скончался от полученных тяжелейших травм, и число погибших возросло до десяти.

Имена погибших: Ахин Осман Эбдо (15), Диджле Осман Эбдо (14), Дилован Осман Эбдо (13), Ясир Осман Эбдо (6), Фаваз Осман Эбдо (2), Салиха Осман Эбдо (4), Авеста Осман Эбдо (8 месяцев), Ронида Осман Эбдо (18 – скончалась от ранений 18 марта), Осман Беркель Эбдо (отец – 42), Хезаль Осман Эбдо (мать – 39).

Имя раненой: Нарин Осман Эбдо (9 лет).

Нарушения Женевских конвенций

Мустафа Шех Муслим подчеркнул, что нападения на мирных граждан неприемлемы как с гуманитарной, так и с юридической точки зрения, и добавил: «Согласно нормам международного права, нападения на гражданских лиц никогда не могут быть оправданы, независимо от обстоятельств. Однако, Турция отнимает жизни мирных жителей, которые живут в этом регионе уже много лет. Совсем недавно в деревне Берхботан под Кобани десять человек из одной семьи погибли в результате бомбардировки их дома, а ещё один был тяжело ранен.

Кроме того, инфраструктура региона и гражданские учреждения подвергаются прямым нападениям и разрушаются, уничтожая средства к существованию, которые поддерживают жизнь местных общин. Женевские конвенции строго запрещают нападения на гражданских лиц; эти правовые нормы включают ключевые положения по их защите. К сожалению, Турция продолжает ежедневно убивать мирных жителей на глазах у всего мира».

Попытка посеять хаос в регионе

Мустафа Шех Муслим заявил, что Турецкая Республика стремится превратить такие районы, как Африн, в зоны оккупации: «Они намеренно сеют хаос в районах, где есть мир и стабильность. Наемники, воюющие на стороне режима Эрдогана, атакуют сирийские территории с использованием всех имеющихся в их распоряжении технических средств, пытаясь удержать эти территории в состоянии постоянного конфликта. В результате таких нападений гибнут ни в чем не повинные мирные жители, и часто это женщины и дети».

Даже у войны есть свои правила и этика

Муслим напомнил о массовом убийстве 17 марта, когда был атакован дом мирных жителей в деревне Берхботан в Кобани: «Истинные намерения нападающих больше нельзя скрывать, теперь их невозможно исказить. Согласно военному праву, вооруженные удары по учреждениям и местам проживания мирных граждан однозначно является военным преступлением. Даже у войны есть свои правила и этика. Но у наших оппонентов нет ни принципов, ни морали. В результате этого нападения погибла целая семья – в живых остался только один человек».

Мустафа Шех Муслим обратился к международным институтам и организациям и подытожил сказанное так: «Нет никаких правовых оснований закрывать глаза на массовое убийство мирных жителей. Почему международные институты, чей долг и обязанность – действовать, хранят молчание? В то время как мировые СМИ привлекают внимание к зверствам в Палестине, почему они продолжают игнорировать нападения и массовые убийства в северо-восточной Сирии? Единственное различие между этими нападениями заключается в географической точке расположения – уровень варварства при этом одинаков. Международные институты и сирийские СМИ предпочитают игнорировать трагедию мирных жителей северо-восточной Сирии».

Мы выйдем на улицы с протестами

Сюзан Осо из Африна осудила нападения, сказав: «Ежедневные атаки в нашем регионе продолжаются. Турция хочет сломить волю нашего народа, уничтожить веру в жизнь и оставив людей в отчаянии. Но, несмотря на массовые убийства, наши сограждане продолжают отстаивать свои права и готовы бороться. Эти нападения представляют собой акты открытой жестокости – людей убивают, а в отношении Турции не применили никаких санкций. Мы не видим последствий для турецких властей. Мы будем выходить на улицы каждый день с протестами против этих нападений, продолжая нашу борьбу».

Эти нападения – саботаж проекта Автономной администрации

Юсиф Куте из Камышло осудил вооруженную агрессию со стороны Турции и сказал: «Нападения в регионе являются актами мести. Кроме того, это попытки дестабилизировать мир. Это открытый саботаж проекта Автономной администрации; нападающие игнорируют соглашение из восьми пунктов. Турецкое власти не хотят, чтобы в Сирии укоренилась демократия, им не нужно равенство и мирная жизнь в регионе. Вместо этого они стремятся установить контроль над нашими землями».

Куте упомянул трагедию в Берхботане, как часть более широкой картины насилия: «24 января в Хасаке был убит мирный житель, когда под обстрел попали автомобиль и мотоцикл. 17 марта в Берхботане были убиты десять человек из одной семьи. Во время нападений на ГЭС Тишрин погибло много наших граждан. Бойцы, сопротивляющиеся на фронте плотины Тишрин, – дети этой земли. Каждый день один из наших сыновей или одна из дочерей погибают в результате нападений со стороны турецких войск; мы столкнулись с массовым истреблением».