Состояние переговоров по ядерной сделке с Ираном
США заявляют, что сделка по Ирану все еще возможна; время, когда еще возможен прорыв - «несколько недель». Сроки срываются из-за «сложных вопросов».
США заявляют, что сделка по Ирану все еще возможна; время, когда еще возможен прорыв - «несколько недель». Сроки срываются из-за «сложных вопросов».
Шесть месяцев назад официальные лица США предупреждали, что переговоры в Вене «не могут продолжаться бесконечно».
Но во вторник представитель Госдепартамента Нед Прайс заявил, что Соединенные Штаты будут добиваться «взаимного возвращения к сделке до тех пор, пока это будет отвечать нашим интересам», добавив, что «сложные вопросы» остаются нерешенными.
Между тем, пресс-секретарь Белого дома Джен Псаки заявила во вторник, что прорыв Ирана к возможности создания ядерного оружия «сократился примерно с года - о чем мы знали во время сделки - до нескольких недель или меньше».
Иран «знает, что ему придется делать» в отношении КСИР
Среди «сложных вопросов» - тупик в вопросе о судьбе включения Корпуса стражей исламской революции (КСИР) в американский список иностранных террористических организаций.
Тегеран сделал исключение из черного списка организаций, объявленных в США террористическими, условием своего возвращения к соблюдению требований ядерной сделки (отказ от создания ЯО в обмен на снятие наиболее тяжелых американских санкций - прим.). Но, в то же время, Иран, по сообщениям, отверг условие США, согласно которому он должен согласиться не покушаться на американских чиновников, причастных к убийству командующего силами Кудс КСИР Касема Солеймани. (Месть этим чиновникам объявлена официально одной из важнейших задач иранской политики, речь идет о Трампе и Помпео - прим.).
Во вторник на слушаниях в сенатском комитете по международным отношениям госсекретаря Энтони Блинкена спросили, планируют ли США исключить КСИР из списка или найти какой-то компромисс, например, оставить элитные силы «Кудс» в списке Госдепартамента.
Блинкен сказал: «Единственный способ, который я вижу, это если Иран предпримет шаги, необходимые для обоснования снятия этого обозначения. Он знает, что ему придется сделать, чтобы это произошло». Он добавил, что широкий спектр санкций [направленных против КСИР] «останется в силе, что бы ни случилось».
США и Израиль обсуждают план Б
Тщательно подобранные слова Блинкена прозвучали в тот момент, когда израильская делегация во главе с советником по национальной безопасности Израиля Эялем Хулатой посетила Вашингтон для проведения встреч, посвященных Ирану. Стратегические переговоры последовали за телефонным разговором 24 апреля между президентом Джо Байденом и премьер-министром Израиля Нафтали Беннетом, во время которого два лидера обсудили вопрос о КСИР.
Чиновник, знакомый с ходом американо-израильских переговоров на этой неделе, сказал, что они были «продуктивными». Он сказал Аль-Монитору, что «обсуждались различные сценарии», в том числе на случай, если ядерная сделка не будет достигнута.
Во время встречи официальных лиц США и Израиля в Вашингтоне израильские СМИ утверждали, что администрация Байдена близка к тому, чтобы прекратить переговоры по Ирану. Прайс во вторник выступил против этих сообщений, в которых имелись ссылки на анонимных израильских чиновников. Он назвал их «информацией, которая может быть не совсем точной».
Смешанные сигналы из Ирана
«Администрация Байдена должна иметь смелость исправить прошлые ошибки Белого дома, - заявил 23 апреля министр иностранных дел Ирана Хоссейн Амир-Абдоллахиан главе внешнеполитического ведомства ЕС Жозепу Боррелю (по сообщению иранского телеканала Press TV). - Нет никаких сомнений в желании иранского правительства достичь хорошего, сильного и устойчивого соглашения. ... Белый дом должен прекратить свои чрезмерные требования и нерешительность и пойти по пути реализма и урегулирования».
Трита Парси, соучредитель и исполнительный вице-президент Quincy Institute for Responsible Statecraft, сказала Аль-Монитору, что Иран «похоже, убежден, что Байден несерьезно относится к возвращению к JCPOA (ядерная сделка - прим.)» и может не ответить на последнее предложение США.