Саммит в Тегеране стал поражением для Эрдогана
Эрдоган столкнулся с противодействием, когда после встречи НАТО в Мадриде он отправился в Тегеран, чтобы поговорить с президентом России Владимиром Путиным и президентом Ирана Ибрахимом Раиси.
Эрдоган столкнулся с противодействием, когда после встречи НАТО в Мадриде он отправился в Тегеран, чтобы поговорить с президентом России Владимиром Путиным и президентом Ирана Ибрахимом Раиси.
Лояльные Эрдогану турецкие СМИ – существуют ли другие? – разразились одобрительными возгласами после саммита НАТО в Мадриде. Yeni Akıt: «Два оплота терроризма пали в Европе. Швеция и Финляндия приняли требования Турции». Milliyet: «Турция получила то, что хотела, за столом переговоров».
Все это было достигнуто «под эгидой Генерального секретаря НАТО», по собственным словам НАТО.
Перед саммитом все знали, что расширение НАТО не было главной заботой президента Эрдогана. Для него ожидающие рассмотрения заявки Швеции и Финляндии на вступление в НАТО были всего лишь инструментом. Он уже публично заявил, что хочет получить поддержку НАТО для четвертого турецкого вторжения в Сирию. Он также дал понять, что сначала нападет на Манбидж и Таль-Рифат, а затем оккупирует север Сирии регион за регионом. Ни один из глав государств других 29 стран НАТО не сказал ни одного плохого слова об этих планах, противоречащих международному праву. Если Эрдоган отдаст приказ о нанесении удара турецкой армии и финансируемой Турцией Сирийской национальной армии (СНА) по Северной Сирии, он в какой-то степени будет прав, говоря, что объединенное НАТО поддерживает его. Подобные заявления наверняка будут активно освещаться в турецких СМИ. Ведь поговорка «Молчание – это попустительство», в конце концов, применима и к НАТО, не так ли?
Шведские социал-демократы подчиняются Эрдогану
Социал-демократическая правящая партия и шведское государство в течение нескольких лет в определенной степени оказывали политическую и экономическую поддержку Автономной администрации северо-восточной Сирии. 21 ноября 2021 года правящая партия заявила, что «поддерживает деятельность Автономной администрации во имя демократии и соблюдения прав человека». Ответ Эрдогана был ясен: «Автономная администрация северо-восточной Сирии – это террористы».
Правящая партия Швеции была столь же однозначна, когда заявила, что недопустимо, чтобы «некоторые государственные субъекты» характеризовали Партию Демократический союз (ПДС), Отряды народной самообороны (ОНС) и Женские отряды самообороны (ЖОС) как «террористов». Это, вероятно, первый случай, когда европейская правящая партия поместила Эрдогана в категорию «определенных государственных субъектов».
До саммита НАТО не было никаких сомнений в том, что реальной целью Эрдогана в Сирии является уничтожение как Автономной администрации, так и ее сил самообороны – ОНС и ЖОС. В конце концов, он всегда называет органы самоуправления «террористами, которые угрожают безопасности Турции».
Во время переговоров в Мадриде шведская правящая партия сделала поворот на 180 градусов и согласилась с мнением Эрдогана о «террористах в Сирии». Генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг кратко резюмировал этот поворот на пресс-конференции сразу после подписания Швецией, Финляндией и Турцией соглашения из девяти пунктов: «Таким образом, Швеция не будет оказывать поддержку ОНС\ПДС».
Неудивительно, что Milliyet и другие турецкие СМИ объявили, что «Турция получила то, что хотела за столом переговоров»
Политическая декларация – не юридически обязывающее межправительственное соглашение
Соглашение из девяти пунктов, которое заключил генеральный секретарь Столтенберг, не является юридически обязывающим соглашением или договором между Швецией, Финляндией и Турцией. Это всего лишь политическая декларация.
Она содержит растяжимые термины, которые могут быть истолкованы по-разному. Пример: Если в Швеции сохраняется верховенство закона, то такая декларация не эквивалентна шведскому законодательству. Такая декларация не дает оснований Верховному суду Швеции одобрять принудительное возвращение турецких граждан, которые по возвращении на родину могут подвергнуться риску пыток, других бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания. Для того чтобы выполнить требования Эрдогана, шведский парламент должен принять новые законы и изменить отношение Швеции к Европейской конвенции по правам человека.
В трехсторонней декларации не упоминается ни объявленное Эрдоганом наступление в Сирии, ни его сотрудничество с джихадистскими группировками внутри и вне СНА. Логично, что сразу после мадридской встречи Эрдоган выступил с новым посланием: Турецкий парламент не одобрит членство Швеции и Финляндии в НАТО до тех пор, пока обе страны не сделают все, что обещали Турции. И, по мнению Эрдогана, именно он определяет содержание этих обещаний.
Эрдогану пришлось получить согласие России и Америки перед вторжениями 2016, 2018 и 2019 годов.
Эрдоган – главнокомандующий второй по величине армией НАТО, но на практике он не всесилен. Прежде чем начать первые три вторжения в Сирию, он должен был получить открытое или молчаливое согласие как США, так и России. Во время первого вторжения в августе 2016 года США подняли в воздух свои F-16, тем самым не позволив сирийским ВВС атаковать силы вторжения. Перед вторжением в Африн в январе 2018 года Россия вывела свои силы из Африна. Турецкая армия и наемники СНА смогли продвинуться туда без риска столкновений с российскими солдатами.
Третье вторжение в октябре 2019 года прошло по той же схеме. Курдские силы, которые при поддержке американской авиации разгромили ИГИЛ (организация запрещена в РФ, — прим.) в Кобане в 2015 году, вскоре после этого освободили пограничный город Телль-Абьяд. Когда ИГИЛ ушло, ситуация на границе стала напряженной. В 2016 году в город пришли американские солдаты. Они подняли американский флаг на нескольких общественных зданиях. Министерство обороны США объявило, что это прекратит турецкие обстрелы города. Некоторые американские солдаты остались в Гре Спи. Таким образом, турецкое нападение стало бы нападением на Соединенные Штаты.
Три года спустя США повернули вспять. Президент Эрдоган и президент Трамп провели телефонный разговор в воскресенье, 6 октября 2019 года. На следующий день после этого телеканал Fox News сообщил, что вечером в воскресенье Белый дом объявил, «что Турция вскоре начнет планируемую военную операцию на северо-востоке Сирии», поскольку американские войска уже начали отвод со своих позиций.
Турецкие бомбардировки начались 9 октября. Четыре дня спустя Турция объявила, что контролирует центральную часть Гре Спи.
Заключение: Перед каждым вторжением Эрдоган получал одобрение США и России.
Саммит в Тегеране стал поражением для Эрдогана
Эрдоган столкнулся с противодействием, когда после встречи НАТО в Мадриде он отправился в Тегеран, чтобы поговорить с президентом России Владимиром Путиным и президентом Ирана Ибрахимом Раиси. Разными словами и с разными интонациями оба они сказали «нет» следующему турецкому наступлению в Сирии. Эрдоган был заметно разочарован на пресс-конференции после встреч. Он сказал, что продолжит «борьбу с терроризмом» и рассчитывает получить поддержку. Когда я пишу эти строки – 24 июля – он ее не получил.
Отсутствие Ирана и России не так уж странно. Поскольку линия фронта сейчас проходит в Сирии, турецкое продвижение в направлении Манбиджа, Тель-Рифата, а затем и Кобани, вероятно, приведет к стычкам между сирийской правительственной армией и турецкими оккупационными силами.
«Мы никогда не запрашиваем разрешения на наши военные операции»
В турецких СМИ Эрдоган не пострадал от позорного поражения в Тегеране. Daily Sabah повторила сообщение министра иностранных дел Мевлюта Чавушоглу через два дня после тегеранских встреч:
«Мы обменялись идеями, но мы никогда не спрашивали и не добивались разрешения на наши военные операции».
Возможно, некоторые читатели турецких газет поверят в эту мистификацию. Но многие знают, что Эрдоган спрашивал у США и России «разрешение на наши военные операции» перед каждым из первых трех вторжений в Сирию.
Генеральный секретарь Йенс Столтенберг и президент Реджеп Тайип Эрдоган
Эрдоган пообещал своим избирателям, что он добьется того, чего не смог добиться Ататюрк – «отец всех турок»: он сможет создать великую Турцию, как описано в Национальном пакте – Мисак-и Милли – от 1920 года. Прошлой осенью он заявил, что 23 июля 2023 года (100-летие Лозаннского соглашения) станет «самой большой вехой на пути к созданию великой и сильной Турции».
На этом пути Эрдогану нужен полезный и поддерживающий его генеральный секретарь НАТО. Журналист телеканала NTV присутствовал на пресс-конференции НАТО в Мадриде 28 июня. Он сказал следующее: «Президент Эрдоган очень доверяет вам, потому что вы знаете друг друга 25 лет».
Среди глав государств, которые ведут войну против международного права в соседних странах, Эрдоган является одним из первых. Смог бы он вести такую войну до сих пор, если бы не постоянная поддержка социал-демократического генерального секретаря НАТО?