Рост напряжения между Израилем и Ираном

Ганц информирует администрацию Байдена об обновленных планах Израиля нанести удар по Ирану. Министр обороны Израиля присоединяется к другим официальным лицам в тонком предупреждении Вашингтону по поводу переговоров по иранской ядерной программе.

Министр обороны Израиля Бенни Ганц в четверг заявил, что израильские военные обновляют свои оперативные планы для потенциального будущего удара по ядерным объектам Исламской Республики Иран.

Комментарии Ганца звучат в тот момент, когда администрация Байдена рассматривает свои варианты возобновления переговоров по иранской ядерной сделке 2015 года, известной как Совместный всеобъемлющий план действий или СВПД (Ядерная сделка; в ее рамках США снимают санкции с Ирана в обмен на его отказ от программы ядерных вооружений, – прим). Израильские официальные лица, главным из которых является премьер-министр Биньямин Нетаньяху, выступили против этой сделки, назвав ее недостаточной для предотвращения получения Тегераном ядерного оружия в долгосрочной перспективе.

«Если мир остановит их раньше, это очень хорошо. Но если нет, то мы должны действовать независимо и должны защищаться сами», – сказал Ганц в интервью Fox News в четверг.

Это не первый случай, когда член правительства Нетаньяху сигнализирует о готовности Израиля нанести удар по Ирану в одностороннем порядке. В январе начальник штаба Армии обороны Израиля Авив Кохави сообщил, что он поручил военным разработать новые оперативные планы по уничтожению ядерных объектов Ирана.

Израильские официальные лица ранее высказывали эту идею во время администрации Обамы, когда Соединенные Штаты вели переговоры с Исламской Республикой Иран. Американские официальные лица, как сообщается, истолковали это предупреждение как тактику запугивания, поскольку ограничения израильских ВВС сделали бы такой шаг чрезвычайно рискованным, учитывая значительное расстояние до целей и массив средств ПВО Ирана.

«Будет огромная подготовительная работа, чтобы гарантировать, что они вообще смогут добраться до цели. Это приведет к жертвам», – сказал в конце прошлого года бывший высокопоставленный американский чиновник, непосредственно знакомый с этим вопросом.

«Вам потребуется так много американских военных средств, что вы вполне можете назвать это нашей операцией. И не было бы никакой гарантии успеха», – сказал этот чиновник.

Администрация Дональда Трампа в одностороннем порядке отказалась от СВПД в 2018 году (Трамп обрушил на Иран экономические санкции, разрушающие его экономику, – прим). Иран в конце концов так же ответил публичным нарушением соглашения, увеличив свое обогащение урана сверх пределов, разрешенных соглашением. (Кроме того, иранцы, с помощью дружественных им шиитских ополчений постоянно атакуют силы США в Ираке и силы их союзников в Персидском заливе, – прим).

В последние дни своего пребывания на посту президента Трамп расспрашивал своих главных советников о вариантах нападения США на ядерные объекты Ирана. Госсекретарь Майк Помпео и генерал Марк Милли, председатель Объединенного комитета начальников штабов, как сообщается, были среди официальных лиц, которые выступали против нанесения удара по Ирану.

В последние годы Исламская Республика Иран расширила свои возможности в области беспилотных летательных аппаратов, крылатых и баллистических ракет. Американские и израильские официальные лица во время администрации Трампа все больше беспокоились о том, что Тегеран передает эти технологии дружественным ему ополченцам в Ливане, Ираке, Сирии и повстанцам-хуситам в Йемене, направляя это высокоточное оружие в зону поражения Саудовской Аравии, Израиля и других партнеров США в регионе.

Соединенные Штаты оказывают поддержку израильской воздушной кампании против предполагаемых целей, связанных с Ираном, в Сирии с 2018 года. Тем временем Израиль стремится расширить радиус действия своих ВВС с помощью новых топливозаправщиков из США.

Иранские лидеры публично отказались обсуждать программу баллистических ракет страны и кампанию регионального влияния в рамках предлагаемых переговоров о возвращении к СВПД.

Администрация Байдена заявила, что обычные ударные возможности Ирана должны быть включены в последующие переговоры, как только будет решен ядерный вопрос.

Министр иностранных дел Ирана Мохаммад Джавад Зариф в пятницу заявил, что передаст западным официальным лицам «план действий» своего правительства для потенциальных следующих шагов в налаживании переговоров.